Дело принципа: ВСЕ, что нужно знать о сборной Боснии

Проект Крупным планом представляет футбольную Боснию – страну, которую до сих пор разрывают этнические конфликты.

Автомобиль наследника Австро-Венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда, медленно катился по проспектам Сараево. Эрцгерцог пребывал в отвратительном настроении: на подъезде к городской Ратуше неизвестные боевики бросили в его кортеж гранаты. Одна из них отскочила от откидного верха автомобиля, чудом никого не зацепив. Оставаться в городе было опасно, и Франц торопил водителя. Возле магазина Деликатесы от Шиллера с автомобилем поравнялся молодой человек. Прозвучало два глухих хлопка. Сербский боевик Гаврила Принцип двумя роковыми выстрелами развязал Первую мировую войну...

Босния и Герцеговина получила название в честь местной речки Босны и герцогского титула, которым наградил себя один из многочисленных местных воевод. Футбол появился в Боснии и Герцеговине в начале ХХ века – непонятную забаву впервые увидели в 1905 году жители городка Мостара. Через три года в разных регионах страны уже проводились официальные соревнования. Долгое время боснийские клубы выступали в чемпионате Югославии. Во время Гражданской войны в Боснии футбольные матчи почти не проводились.

Босния и Герцеговина – это бочка с детонатором, начиненная порохом разных этнических и религиозных групп. На территории страны проживают бошняки, сербы и хорваты, представляющие соответственно ислам, православие и католицизм. В послевоенное время, в середине 90-х, в Боснии и Герцеговине проводилось целых три чемпионата по футболу: мусульманский, хорватский и сербский. В 1998 году лучшие мусульманские и хорватские клубы встречались между собой в серии плей-офф, и лишь несколькими годами позже команды объединились в один чемпионат. В новом тысячелетии к ним присоединились сербы. Что говорить о футболе, если в стране избирается три (!) президента, по одному от хорватов, сербов и боснийцев. Руководят страной президенты в течение четырех лет по очереди, меняясь каждые восемь месяцев.

Разумеется, события кровавой гражданской войны в Югославии затронули и Боснию. Сараево осаждался три с половиной года сначала югославскими, а потом сербскими войсками. За это время в городе погибли (по официальным данным) 11 000 человек. Было разрушено 35 000 домов. Город обороняли объединенные силы мусульман-босняков и католиков-хорватов. Активными участниками обороны Боснии стали фанаты футбольного клуба Сараево, объединение которых воинственно именовалась Орда Зла. Они позиционировали себя как боснийские националисты. Когда началась Боснийская война, фанаты отправились на фронт призывниками боснийской армии, став настоящими героями и защитниками отечества в глазах народа. Ныне на стадионе Асим Ферхатович-Хасе установлена мемориальная доска с поименным перечнем всех погибших во время войны членов Орды Зла. Кроме осады города Сараево, которая остается одной из затяжных военных операций в современной истории, боснийская война поразила цивилизованный мир Резней в Сребренице. Тогда сербы вырезали до 8 000 безоружных боснийских мужчин. Дополняли картину этнические чистки, изнасилования и убийства по всей территории страны.

Современный боснийский футбол поражает контрастами. Сборная Боснии и Герцеговины – это светлая сторона медали, чемпионат – темная сторона. Нынешний чемпионат это повальная бедность. Из боснийской лиги игроки с удовольствием сбегают во вторые лиги Австрии или Швейцарии. В чемпионате Боснии почти нет легионеров - недостаток средств владельцев клубов не позволяет их приглашать.

Долгое время наиболее интересным в боснийском чемпионате был не сам футбол, а происходящее на трибунах. Самым взрывоопасным матчем страны является сараевское дерби – Сараево против Железничара. Последний был основан работниками железной дороги, и позиционировался как интернациональная команда в пику боснийским националистам из Сараево. Во время дерби часто становится жарко не только на трибунах, но и на поле. В 1998 году фанаты железнодорожников напали на голкипера Сараево прямо во время дерби, что спровоцировало массовые беспорядки. Тридцать человек получили травмы различной степени тяжести.

Постоянные конфликты вспыхивают в разных уголках страны. Пару лет назад произошел конфликт в боснийском городке Мостар во время матча национального Кубка между местными клубами Зриньски и Вележ. Форвард Вележа Рияд Демич забил мяч и провокативно побежал праздновать к той трибуне стадиона Белый Холм, где расположилась фанаты Зриньски. Разозленные болельщики мигом выбежали на поле и погнались за форвардом и его одноклубниками, которые успели спастись бегством. Подоплека битвы этническая: Зриньски - команда хорватов-католиков, а Вележ - боснийских мусульман. Команды и их фанаты базируются в разных частях Мостара, поделенного на две части по линии фронта войны пятнадцатилетней давности. Последнее массовое побоище датируется апрелем прошлого года: в боснийском городе Оборци произошла массовая драка футбольных фанатов Железничара и Бораца из Баня-Луки (харьковские болельщики со стажем вспомнят противостояние Металлиста и Бораца в рамках Кубка Кубков). После нее полиция Боснии задержала 62 человека из примерно 120 участвовавших в битве.

Боснийские болельщики умеют не только махать кулаками, но и поддерживать свою сборную. Словацкий защитник Ливерпуля Мартин Шкртел после матча отборочного раунда чемпионата мира между Словакией и Боснией подошел к гостевой трибуне и демонстративно поаплодировал боснийским фанатам: Казалось, Босния играет дома. Они показали нам, что они фантастические болельщики, что печально для нас, потому что мы играли дома, но словаков, будто не было на стадионе. Это позор, - негодовал Шкртел.

Нынче боснийский национал под руководством местного специалиста Сафета Сушича впервые в истории пробился на чемпионате мира. Несмотря на отсутствие опыта, крепкая боснийская команда не собирается сдаваться без боя. В ее составе числятся довольно добротные по европейским меркам игроки – голкипер Асмир Бегович из Сток Сити, полузащитник Ромы Миралем Пьянич и форвард Манчестер Сити Эдин Джеко. Последний и вовсе с десятью голами стал вторым бомбардиром отбора в Европе после нападающего Манчестер Юнайтед Робина ван Перси. Слабая сторона сборной – недостаточная глубина состава. Зато с сыгранностью и настроем все в порядке. В Боснии до сих пор слышны отголоски войны, и футбол стал тем инструментом, который сплотил великий народ Боснии. Футбол у нас – это религия, это жизнь. Люди готовы жертвовать чем угодно, лишь бы стать частью большой команды, отдать последние копейки, чтобы попасть на стадион. Мы понимаем, что мы сейчас — гордость страны. Ситуация в Боснии сложная, но наши победы в отборочном турнире дали людям немного радости и чувство единения после печальных времен, - признается защитник сборной и брауншвайгского Айнтрахта Эрмин Бичакчич. Порадовать своих болельщиков на чемпионате мира для боснийской сборной – это дело принципа.

Горький опыт
В последние месяцы на просторах социальных сетей широкое распространение получил текст, который называется Опыт боснийского выживальщика. Речь ведется от имени человека, пережившего кровавую войну в Боснии: Наш город был блокирован армией в течение целого года, и жизнь в нем была настоящим дерьмом. У нас не было ни полиции, ни армии - те, кто был вооружен, защищали свои дома и семьи. Мы сняли все двери и оконные рамы из заброшенных домов, разобрали наш паркет и сожгли всю мебель для того, чтобы согреваться. Многие умирали от болезней, особенно из-за воды, поскольку пили мы в основном, дождевую воду. Приходилось, также есть голубей и даже крыс. Валюта очень быстро стала ничем, и мы вернулись к бартерному обмену. Женщины отдавались за банку тушенки. Огнестрельное оружие, боеприпасы, свечи, зажигалки, антибиотики, бензин, аккумуляторы, еда - это то, за что мы дрались, как звери. В такой ситуации все меняется - большинство людей превращаются в монстров. Это было отвратительно. Вывод из моего опыта - вы не сможете выжить один, сила в количестве, в правильном выборе надежных друзей, в единстве семьи и ее подготовке.