Алекс Фергюсон: «Нашей фишкой были посиделки в раздевалках»

Газета ГОЛ! продолжает публикацию самых интересных отрывков из книги Алекса Фергюсона Моя автобиография. Сегодня сэр Алекс расскажет о клубе, который он стремился сбросить с их гребанного насеста.

Великие клубы чередуют периоды больших побед и периоды больших поражений. Наверно, мне повезло возглавить Манчестер Юнайтед именно тогда, когда Ливерпуль переживал фазу неприятностей и испытаний. Они давно не выигрывали чемпионат. Даже болельщики не ждали от своих ребят чудес.

***
Мне нравился Жерар Улье, я очень уважал этого специалиста. Боссы клуба решились на большое культурное потрясение, когда пригласили тренера не из клубной системы. До этого Ливерпуль возглавляли только свои: Билл Шенкли, Боб Пейсли, Джо Фэган, Кенни Далглиш, Грэм Сунесс, Рой Эванс.

Когда Жерар посещал тренерские курсы в Университете Лилля, он приезжал в Ливерпуль на практику. Поэтому назвать его абсолютно чужим нельзя. Возглавив клуб, он уже имел представления об идеалах и ожиданиях Энфилда. Жерар – очень приветливый мужик с тонким умом. Когда Улье угодил в больницу с инфарктом, я говорил: Жерар, может быть пока притормозишь с тренерской деятельностью?. Он ответил: Не могу, Алекс. Я люблю свою работу. Он настоящий футбольный человек. Даже проблемы с сердцем не могли оторвать его от любимого дела.

***
Фишкой наших отношений с тренерами Ливерпуля были посиделки в раздевалках и офисах после матчей. Мы всей толпой ходили к ним в гости в Ливерпуле, они наносили ответный визит в Манчестере. Поражение, победа, ничья – мы все равно собирались и налаживали отношения между тренерскими кланами. Вражда между городами, агрессия на футбольном поле – все это лишь способствовало проявлению уважения к сопернику вне зависимости от результата.

***
Огромные ожидания болельщиков слишком давили на тренеров Ливерпуля. Это случилось и с Даглишем, который возглавил клуб после блестящей карьеры. Помню, он приехал ко мне в Шотландию и рассказал, что его пригласили на должность тренера в некий клуб. Это хороший клуб?, - спросил я. О да, Алекс, очень хороший, - лукаво сказал Кенни.

Чтобы справится с Манчестер Юнайтед, мне пришлось съесть пуд соли в Шотландии. Когда я пришел в Ист Стерлингшир, там была пустая казна и всего 11 футболистов в заявке, ровно на стартовый состав. Мне приходилось за свои деньги покупать для клуба моющие средства, программки и пирожки игрокам. В Сент-Миррене я разогнал половину команды, потому что они не соответствовали нашим амбициям. Из 35 игроков осталось 18. Такая вот школа выживания!

***
Одной из главных проблем Улье был эффект Спайс бойс. Игроки уделяли слишком много времени гулянкам и глянцевой жизни в ущерб футболу. Даже до меня доносились истории, как игроки Ливерпуля зажигают в Дублине. Покупка Стэна Коллимора, который после завершения карьеры стал актером, еще сильнее усугубила ситуацию.

***
Однажды молодой тренер по имени Рафа Бенитес приезжал на стажировку на нашу тренерскую базу. Честно говоря, я его тогда не запомнил. К нам приезжает перенимать опыт много иностранных тренеров, всех не запомнишь. Были ребята из Мальты и Китая, приезжали даже представители австралийской сборной по крикету и баскетболисты НБА.

После назначения на пост тренера Ливерпуля, Рафа с женой пригласили меня выпить. Вроде нормальный мужик, - подумал я. Но наши отношения не сложились. Жаль, что он перевел наше соперничество в плоскость личных отношений.

В тот день, когда Бенитес огласил свой список фактов, который вроде как доказывает, что я оказываю давление на арбитров, мне позвонили из пресс-службы.
- Алекс, Ливерпуль против нас что-то затеял.
- Подробнее?
- Пока не знаем, но к пресс-конференции Бенитеса надо прислушаться.
И вот Рафа надел очки и прочитал с листочка свой список фактов. Но все пункты не соответствовали действительности. Это была ложь.

***
Мне кажется, Бенитес разозлился, когда я сказал, что Ливерпуль не сможет стать чемпионом и не выдержит давления. Но для понимающих людей это было скорее комплиментом работы Рафы. Если я так говорю, значит, очевидно же, что я побаиваюсь эту команду. А Бенитес принял подколку и элемент игр разума за личное оскорбление.

Когда Блекбэрн во главе с Кенни лидировал в чемпионате, я сказал: Взгляните, скачет Девид Лонч. Девид Лонч – это лошадь Ее Величества, которая шла первой на королевских гонках, но упала прямо возле финиша. Мои слова разлетелись по стране. Блекбэрн занервничал и начал терять очки.

Бенитес не слишком старался подружиться с другими тренерами, хотя многие молодые специалисты были не против перенять его опыт. Он никогда не приглашал коллег пропустить по стаканчику. Однажды в один из сезонов Рафа все-таки позвал меня на бокал вина, но чувствовал себя не в своей тарелке и быстро распрощался. Ну, уже что-то, - с улыбкой сказал я его ассистенту. Тот улыбнулся в ответ.

***
Бенитес всегда стоял на краю технической зоны, махал руками, что-то кричал игрокам, подсказывая как им располагаться на поле. Но игроки не слушали его советы. Для контраста возьмем хотя бы Жозе Моуриньо. На протяжении матча игроки специально подбегают к нему, как будто хотят спросить Что, босс?. Они ценят его указания и прислушиваются к ним. Когда Жозе и Рафа стоят на бровке – несложно понять, кто из них победитель.


***
Любимцем болельщиков Ливерпуля был Стивен Джеррард. Обычно он проваливался в матчах с Манчестер Юнайтед, но вообще был весьма неплох. Меня мучил лишь один вопрос: почему Бенитес не задействует его в центре поля, а ставит в подыгрыш к Торресу? Стив умел, и отбирать, и разгонять атаки – он был бы настоящим лидером центра поля. Признаюсь, в свое время мы хотели купить Джеррарда, но кому-то из боссов Ливерпуля сделка показалась невыгодной.

***
Перед матчем памяти трагедии на Хиллсборо Бобби Чарльтон преподнес Иану Рашу венок, где было 96 роз – по одной на каждого погибшего болельщика. После матча они возложили его у мемориала. В раздевалке я говорил своим ребятам: никаких провокаций, никаких симуляций. Если вы сфолили, подойдите к сопернику и подайте ему руку.

Наша конкуренция с Ливерпулем была очень жесткой. Всегда. Но вражды никогда не было, лишь спортивное соперничество со взаимным уважением.

Продолжение следует...

Перевел и адаптировал Алексей ШЕЙКА