ЕВРО 2012: За пять месяцев до момента истины

Польша – страна бедная. Этот тезис, который можно услышать от поляков, для среднестатистического украинского уха звучит несколько противоестественно. И в самом деле, с чего бы полякам так прибедняться? Входят в ЕС и Шенгенскую зону. Получают многомиллиардное (в евро) финансирование на развитие инфраструктуры из бюджета Евросоюза.



Понятно, что не Германия, не Франция, не Британия. Но и о бедности в нашем понимании говорить трудно. К тому же, несмотря на кризис, польская экономика не только держится на плаву, но и показывает пусть небольшой (1,3%), но рост ВВП. Может быть, польская бедность заключается в том, что на улицах Варшавы (в отличие от Киева) не видно всяких там бентли, хаммеров, ламборджини и прочих майбахов. Или в том, что в польских супермаркетах (опять же в отличие от киевских) не увидишь на полу возле касс россыпи мелких монет, которыми брезгуют богатые украинцы. Один грош для поляков – монетка пусть и маленькая, но все равно это деньги. А значит, расхожее – считать каждый грош – в Польше имеет конкретное прикладное применение. В том числе и по отношению к Евро-2012.

В первую очередь это касается весьма любопытного заявления Мартина Херры – директора PL-2012 – организации, которая координирует подготовку к Евро-2012 в Польше. По его словам, кризис помог удешевить стоимость строительства стадиона в Варшаве на 50 миллионов евро, а в Гданьске – на 35 миллионов. И, судя по всему, это еще не предел. Поскольку западный бизнес очень хорошо понимает, как, когда и где нужно стать в очередь на тендер. И на какие пойти уступки, чтобы остаться в проекте. Кстати, 50 миллионов евро – это чуть больше полумиллиарда гривен. Той или почти той суммы, на которую в последнее время подняли смету реконструкции НСК Олимпийский. Опять же со ссылкой на кризис. Почему в Украине и Польше так разнятся подходы к пониманию кризиса, может быть, расскажет временная следственная комиссия Верховной Рады. Которая взялась исследовать в том числе и соблюдение законодательства при проведении тендерных процедур по осуществлению консультационного сопровождения проекта реконструкции НСК Олим­пийский, при предоставлении услуг по разработке концепции эксплуатации с учетом площади стадиона и прилегающей территории, при подготовке технико-экономического обоснования и проекта реконструкции в части подтверждения финансово-экономических расчетов и их соответствия строительным нормам. А заодно выяснить, насколько законными были: проведение процедуры закупки работ у одного участника; списание с баланса недвижимого имущества НСК Олимпийский, демонтированного в связи с реконструкцией стадиона; оплата товаров, работ и услуг за счет Государственного бюджета, увольнение с должности гендиректора НСК Олимпийский и назначение исполняющего обязанности. Объем задач, согласитесь, впечатляет. Правда, время работы комиссии выпадает на жаркие летние месяцы. В том числе и на депутатские каникулы. И вряд ли четырнадцать народных избранников во главе с депутатом от ПР Равилем Сафиуллиным будут все это время париться в поисках истины в раскаленном Киеве. Но и озвученных проблем достаточно для того, чтобы понять, насколько непросто готовить НСК Олимпийский к третьему по значимости спортивному мероприятию в мировой табели о рангах.

Но вернемся в Варшаву. На бывший Стадион Десятилетия, как называлась главная футбольная площадка страны до недавнего времени. Хотя до начала реконструкции Стадион Десятилетия в течение двадцати лет был славен не столько спортом, сколько торговлей. На нем размещался один из самых больших вещевых рынков Восточной Европы. Можно себе представить, какое сопротивление было оказано после принятия решения о том, что на стадион после реконструкции вновь возвращается спорт. Особенно если учесть, что, по данным польских спецслужб, годовой оборот сделок на рынке-стадионе превышал пять миллиардов долларов. Сегодня о торговом прошлом стадиона напоминают последние лавки вьетнамцев, которые вскоре также исчезнут.

А на территории в сорок четыре гектара появятся и новая крытая девятиуровневая футбольная арена на 55 тысяч зрителей, и бассейн Олимпийского плавания на 4000 зрителей, и подземный паркинг на 1700 машин. И магазины, и конференц-залы, и променады для болельщиков, и многое другое. Причем УЕФА почему-то не смущает, что сдача стадиона запланирована на 30 июня 2011 года. У поляков все идет по плану. Без рывков, штурмовщины и коррупционных скандалов. Хотя нет. В этом году было зафиксировано опережение графика первого этапа строительства на 20 процентов. То есть сноса старых сооружений, земляных работ и забивания тысяч свай. По этому поводу руководство строительства вынесло отдельное решение, согласно которому фирме Pol-Aqua SA, проводившей первый этап работ, дадут возможность принять участие и во втором этапе. Но не во всем. А лишь в пяти процентах работ, что выльется в сумму порядка 40 миллионов долларов. Этакая премия за ударный труд. Что касается второго этапа строительства, то и здесь все понятно и прозрачно. Без необходимости создавать временную следственную комиссию в сейме. Объявлен тендер. В котором приняли участие шесть международных консорциумов. В частности, германско-польский консорциум союзов Max Boegl Polska, Max Boegl Buunternehmung GmbH&Co.KG и Budimex Dromex; германско-польский консорциум фирм Eiffage Budownictwo Mitex SA и Bauglsellschaft Walter Hellmich GmbH; германско-польско-австрийский консорциум фирм Alpine Bau Deutschland AG, Alpine Construction Polska и Hydrobudowa Polska SA и PBG SA. Кроме того, участие в тендере приняли уже упоминавшийся польско-греческий консорциум фирм Przedsiebiorstwo Robot Inzynieryjnych Pol-Aqua SA, который выполнял первый этап работ.

А также J7P Avax и Mostostal Warszawa SA; ирландско-польский консорциум фирм John Sisk&Son Ltd и Henpol; консорциум португальских фирм и их польских союзов – MSF Moniz da Maia, Serra & Fortunato Empreiteiros SA, MSF-Polska, Sociedade de Construcao Soares da Costa SA, FDO Construcoes, Alexandre Barbosa Borges SA, ABB-FDO Polska Martifer. С вариациями стоимости проекта от 1 миллиарда 250 миллионов злотых до 2,3 миллиарда (т.е. где-то от 400 до 710 миллионов долларов). Столь подробный перечень участников тендера приведен не случайно, а чтобы показать, как можно удешевить стоимость строительства. А заодно продемонстрировать, что проект Евро-2012 привлекателен для большого бизнеса не на словах, а на деле. Что Европа действительно стоит в очереди на тендеры. Причем не только на строительство стадионов в Варшаве, Гданьске или Вроцлаве. Например, ведущие производители трамваев и автобусов мечтают выиграть тендеры на обновление трамвайных и автобусных парков в польских городах, принимающих Евро-2012.

Но если быть до конца объективным, то нельзя не признать, что скандалы вокруг строительства варшавского стадиона тоже были. В августе прошлого года министр спорта и туризма Польши Мирослав Джевецкий объявил о том, что глава Национального спортивного центра (главный куратор строительства стадиона) Михал Боровски отправлен в отставку. Поводом послужили публикации, в которых чиновника обвинили... Нет, не в воровстве, не в коррупции или еще каких-то привычных для нас чиновничьих проделках. А в том, что г-н Боровски вроде бы в период с 2003 по 2007 год совмещал должность в городском совете с постами в нескольких частных шведских предприятиях. Что запрещено польским законодательством. И хотя стопроцентных доказательств преступления представлено не было, министерство спорта решило отправить чиновника в отставку, то есть сохранить честь мундира в не совсем привычном для нас формате. После чего директором был назначен Рафал Каплер и колеса застучали в привычном ритме.

Понятно, требуется большой силы воображение, чтобы вместо котлована, тысяч торчащих свай и земляных валов представить на этом месте шедевр спортивной архитектуры в красно-белых тонах, который так красиво смотрится на глянце проектных буклетов. Точно так же сложно представить себе окончательное решение НСК Олимпийский. Хотя разница в подходах напряжения фантазии имеется. Поскольку, увы, глядя на НСК Олимпийский, сперва думаешь не о привязках главного стадиона страны к местности, а об умельцах по художественному распилу бюджетных средств. О двух участках земли возле стадиона, которые каким-то образом нужно перевести в государственную собственность. Поскольку без них невозможна полноценная застройка зоны вокруг стадиона. О КГГА, которая хочет, чтобы деньги на строительство выделяло государство. О правительстве, которое хочет, чтобы деньги на строительство выделяла КГГА. Кстати, интересно, кто в случае успешного завершения всех проектов и полноценного участия Киева в финале Евро-2012 будет претендовать на деньги УЕФА? Да и вообще, знают ли наши чиновники (что в Кабмине, что в Киевской или Львовской мэриях), что матчи на стадионах будут проходить не просто так, а за деньги? За деньги УЕФА, который на время Евро-2012 будет брать стадионы в аренду. И если чиновникам это известно, то почему тогда они так равнодушны к проблеме реконструкции НСК Олимпийский. Хотя на самом деле это вопрос риторический. Многие из тех, кто сегодня сидит в деньгораспределяющих креслах, понимают, что к 2012 году их высокопоставленные седалища будут катапультированы. Им на смену другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд. Так что пилить гири нужно сегодня. А о том, что возможность получить такой проект, как Евро-2012, выпадает один раз на несколько поколений, нынешние чиновники, похоже, не задумываются. Для них это что-то типа ультрапатриотических растяжек и билбордов с призывом Любіть Україну!. Которые заменили приснопамятные Слава КПСС!. Можете себе представить, скажем, Иерусалимские аллеи в Варшаве или улицу Маршалковскую, украшенные многочисленными транспарантами Любите Польшу!? То-то.

Помимо патриотизма транспарантного мы имеем также яркие примеры поддержки национальной гордости в виде гордых рапортов-отчетов ответственных лиц о небывалых евроуспехах и евродостижениях. Тоже, кстати, родом оттуда, из Пятилетку за три года! или Догоним и перегоним Америку!... Причем не ясно, кто этих самых ответственных тянет за язык. С одной стороны, оно, конечно, понятно. Наши политико-чиновники давно освоили смежную профессию телезвезд. И пара-тройка дней, прожитых без упоминания о себе любимых, в СМИ, для них сродни абстинентной ломке. Но при чем здесь мы? Для чего, скажем, главе Укравтодора заявлять: дескать, украинские дороги такого качества, что хоть завтра принимай Евро-2012? Зачем министру по делам семьи, молодежи и спорта уверять зрителей 5 канала, что Украина опережает Польшу по подготовке спортивной инфраструктуры? Да, Донецк и Харьков сдадут стадионы уже в этом году. Но при чем здесь г-н Павленко? Донецкий стадион Донбасс-Арена и харьковский Металлист готовы не благодаря, а вопреки общему уровню подготовки Украины к Евро-2012. Поскольку к этим объектам не смогли дотянуться руки украинских чиновников. Ринат Ахметов начал строительство Донбасс-Арены задолго до обретения Украиной права на Евро-2012, Александр Ярославский взвалил на себя бремя реконструкции Металлиста уже после Кардиффа. Но это не повод для чиновничьего бахвальства. Из этой же серии, кстати, и оптимизм министра относительно подготовки аэропортов в принимающих городах. О чем это он? О Борисполе, где неизвестно когда начнется строительство терминала D? Или о Львовском аэропорте, где главной интригой является снятие-восстановление директора? Или о Донецке, где никак не могут определиться с инвестором? А может быть, об аэропорте Харькова? Так там терминал тоже за деньги Ярославского строится... А вот взлетно-посадочную полосу должно расширять и удлинять государство, которое денег пока дать не торопится.

Ведь при желании в Польшу можно даже не лететь. Достаточно в Интернете набрать в поисковике варшавский аэропорт имени Фридерика Шопена или аэропорт Лавица в Познани, чтобы найти как минимум девяносто семь отличий. К чему пресс-службе министерства рассылать релизы, в которых рассказывается о том, что бюджет реконструкции НСК Олимпийский оптимален? Тем более, что за основу взята стоимость одного зрительского места – это вызывает некоторое опасение. При этом не сказано ни слова о том, что именно в это самое место входит. Только ли реконструкция самого стадиона? Или все же стоимость всего проекта. Куда относится в том числе и обустройство зоны вокруг стадиона со всей инфраструктурой. Проекта которой до сих пор нет. А то возникают подозрения в некоей некорректности по отношению к пользователям данного релиза. В том числе и к журналистам, которые этот продукт должны растиражировать. Говорят, что стоимость одного места на НСК Олимпийский обойдется бюджету в 2857 евро. Что на фоне стоимости, скажем, одного места на варшавском Национальном стадионе в 5154 евро выглядит вполне экономно. Но при этом не добавляется, что в Варшаве стадион будет иметь 9 уровней. Плюс бассейн, 5-звездочная гостиница, магазины. Плюс конференц-залы, киоски, подземный паркинг на 1770 авто... И именно этот набор обойдется в 283,5 млн. евро польскому бюджету.

И вообще, чтобы гордиться тем, что обновленный НСК Олимпийский будет круче лондонского Уэмбли или Национального стадиона в Пекине, его как минимум нужно сперва построить. Не говоря уже о том, что к достижениям в сфере экономии средств г-н Павленко отнес и установку отечественного технологического оборудования, которое, как известно, далеко не самое конкурентное на мировых рынках. Да еще и подчеркнул: На невысокой стоимости реконструкции существенно отразился уровень оплаты труда в Украине, который остается одним из самых низких в мире. С учетом работы в выходные и праздничные дни, ночные смены, средняя заработная плата на объекте сегодня составляет лишь 2300 гривен. Вы себе представляете трудовой энтузиазм строителей, которые заботятся о качестве работ за 209 евро 36 центов в месяц? Причем живя в Киеве. Или вот: Кроме того, все компании, задействованные в реконструкции стадиона на условиях субподряда, понимают, что этот проект не будет для них прибыльным. У нас что строят – Беломорканал? Или все-таки стадион, где будет проходить финал чемпионата Европы по футболу?

Кстати о Познани, где готовность стадиона оценивается примерно в сорок пять—сорок шесть процентов. На сегодня это самая высокая готовность среди всех польских стадионов. В принципе, ситуация та же, что и Варшаве, и в Гданьске с Вроцлавом. Разве что стадион уже кое-где можно потрогать руками. Чтобы признать: кое в чем Украина таки опережает польские объекты. По оценкам экспертов всех уровней, Донбасс-Арена входит в пятерку лучших стадионов Европы. Харьковский Металлист обошел варшавский Национальный стадион по качеству освещения. 2400 люкс в Харькове против 2000 в Варшаве. Плюс зрительские места на Металлисте не чета познаньским. В Харькове, как и в Варшаве, устанавливаются самые современные кресла. С одной стороны, они антивандальные, потому что их невозможно ни выломать, ни поджечь. С другой стороны, у них откидывающиеся сиденья, что позволяет значительно ускорить эвакуацию в случае форсмажора, избежав давки за счет расширения проходов. Да, это дороже. Но дороговизна оправдана. Чем именно поразит публику Донбасс-Арена, мы увидим уже 29 августа, когда стадион будет торжественно открыт. Но уже сегодня Донбасс-Арена звучит не только как чисто футбольный стадион, но и как место, где уже планируется боксерский поединок между Кличко и Валуевым. А это значит, что менеджмент стадиона планирует его эксплуатацию и после 2012 года. Между прочим, это полностью совпадает с работой польских команд, которые понимают, что без долгосрочного планирования стадионы не окупятся и не смогут приносить прибыль.

Кстати, о менеджменте. В Украине кто только ни говорил об уровне отечественного руления подготовкой к Евро-2012. Причем это относится не к структурам, созданным по матрицам УЕФА вроде Координационного бюро или Дирекции турнира. Рулить подготовкой к Евро-2012 хотят все. Президент, премьер, министры, заместители министров... Не говоря о том, что в преддверии президентских выборов к процессу начинают подтягиваться будущие кандидаты со своими политтехнологами, криэйторами и прикормленными СМИ. Во что это выливается, видно, увы, уже сегодня. Все хотят медали за победу на Евро-2012, и никто соответственно не хочет нести ответственность за поражение. В Польше, что характерно, несмотря на гораздо большую политическую стабильность, политики тоже используют Евро-2012 в межвидовой борьбе. Однако на самом процессе подготовки это, к счастью, не отражается. Подготовка страны надежно защищена от политических спекуляций широкой спиной PL-2012. Чье руководство имеет столько полномочий, что никакие политические дрязги их не затрагивают. В том числе и потому, что высший эшелон менеджмента PL-2012 – это люди, пришедшие в проект из большого бизнеса. Как тот же директор Мартин Херра, работавший до создания PL-2012 в руководстве компании SHELL. Остальные семь менеджеров высшего звена, которые курируют главные направления подготовки, тоже нашлись не на улице. Как, скажем, координатор по вопросам отелей и расселения Рафал Рассеяк, который до прихода в проект был председателем правления отеля Domina Poznan Residence итальянской сети отелей Domina Hotel Group. Или координатор по вопросам телекоммуникаций и IT Малгожата Ольшевска, работавшая главным специалистом отдела международного роуминга в Польской цифровой телефонии. Причем, по словам г-на Херры, все они перешли на более низкие оклады, понимая, что успешное проведение Евро-2012 – это перспектива небывалого карьерного роста. Причем не только в Польше. Нужно ли при этом вспоминать о наших универсальных солдатах – чиновниках, которым не важно, чем руководить – культурой, сельским хозяйством или национальной обороной. Было бы кресло, кабинет, автомобиль и пять тысяч одних курьеров.

Как известно, УЕФА дал трем украинским городам – Донецку, Львову и Харькову срок до 30 ноября. Киев, хоть и остался в окончательном списке городов-участников, но с неутвержденным финалом. В Польше без всяких дополнительных испытательных сроков в списке остались Варшава, Гданьск, Познань и Вроцлав. За оставшиеся пять месяцев Украина должна доказать, что она в состоянии сохранить паритет. Если в Украине требованиям УЕФА не будет отвечать один город, то он автоматически потянет за собой и второй. Что в итоге приведет к формуле 6:2. Польская сторона это понимает и не прекращает подготовку выбитых из игры Кракова и Хожува. Хотя все VIP подтверждают свою приверженность паритету, всякий раз подчеркивая, что Польша попала в Евро-2012 исключительно благодаря Григорию Суркису, который придумал этот проект еще в 2003 году. Как распорядится украинская власть оставшимися пятью месяцами, покажет время. И если даже чисто по-советски в последний момент навалиться всем миром, что-то может и получиться. Ибо в противном случае Европа просто не поймет, как можно было завалить такой проект...
Андрей КАПУСТИН, Зеркало недели