Футбольный джихад: ВСЕ, что нужно знать о сборной Ирана

Проект Крупным планом представляет футбольный Иран – страну, которая живет по законам шариата.

Формой правления Ирана является Исламская республика. Страна стала исламской после свержения монархии шаха Пехлеви в 1979 году. Политическую власть захватили религиозные деятели во главе с Аятоллой Хомейни. Законодательное право Ирана основано на исламских религиозных законах шариата. Нередки казни несовершеннолетних – несколько лет назад на центральной площади Тегерана на глазах у огромной толпы зевак повесили двух подростков за распитие спиртных напитков и нарушение гражданского порядка. Законы шариата сильно повлияли на футбол. Так, например, правительство Ирана запретило мужчинам и женщинам совместно смотреть матчи в барах, кафе и ресторанах. Законодатели ссылались на тот факт, что мужчины во время просмотра футбольных матчей волнуются больше, чем женщины, что выражается в вульгарном поведении, включая грязные шутки и неприличные жесты. Подобные совместные мероприятия могут повредить моральному облику женщин. Иранские фанаты не сразу смогли узнать, что их сборная сыграет на чемпионате мира против Аргентины, Боснии и Нигерии. Они не могли посмотреть жеребьевку в прямом эфире. Все дело в том, что ведущая церемонии бразильская модель Фернанда Лима появилась на церемонии в платье с откровенным декольте. Религия Ирана не позволяет показывать подобные кадры по общественному телевидению. Футбольным болельщицам в Иране вообще туго - они лишены возможности ходить на стадионы, поскольку мужчины играют в футбол в шортах.

По законам Ирана местные женщины в обязательном порядке должны носить хиджаб, плащ или юбку не ниже колен. Несколько лет назад хиджабы спровоцировали футбольный скандал. Арбитр ФИФА запретил иранским футболисткам играть в хиджабах во втором туре отборочного матча к Олимпиаде в Лондоне. Команда отказалась принять во внимание слова рефери - выйдя на поле, футболистки команды спели гимн Ирана, поцеловали флаг страны и отказались от участия в матче. За уход с поля им было присуждено поражение со счетом 0:3, после чего последовала жалоба на судей ассоциации, однако, правила для всех одинаковые: все игроки участвующих команд должны придерживаться единого стандарта - футболка, шорты, гетры и бутсы. К слову, с женской сборной Ирана частенько случаются громкие истории. В феврале нынешнего года местная федерация дисквалифицировала четверых игроков национальной женской сборной Ирана после того как выяснилось, что они не совсем женщины. Четыре ведущих игрока арабской команды были отстранены в связи с тем, что не завершили операции по смене пола, либо имели расстройства полового развития.

Этническое напряжение в Иране связано с совместным проживанием двух этносов – фарсов и тюрок. Взрыв антифарсидских настроений часто происходит во время матчей тебризской команды Трактор. Несколько лет назад на матче Трактор - Истиглал (Тегеран) произошла крупная заваруха. До начала игры полиция обыскала болельщиков и предупредила о запрете на демонстрацию плакатов, однако фанаты команды Истиглал все же подняли баннер с лозунгом Азербайджан – неотъемлемая часть Ирана и флаг Армении. Азербайджанская молодежь порвала плакат, в результате между сторонами произошла драка.

Большинство иранских футбольных фанатов исповедуют прозападную политику и выступают за демократические перемены в стране. После поражения от сборной Бахрейна со счетом 1:3 фанаты громили магазины, переворачивали машины и дрались с полицией. Они скандировали Да здравствует свобода! и Мы любим Америку!. Из машин доносилась громкая запрещенная западная музыка. Полиции пришлось применять слезоточивый газ, чтобы сдержать толпы, вооруженные камнями и взрывчаткой.

В свою очередь, обычные жители Ирана считают США главным врагом. На чемпионате мира 1998 во Франции пятую в количественном выражении аудиторию журналистов собрал матч Иран – США. Больший интерес был лишь к матчу открытия, полуфиналам и финалу. Победный гол в американские ворота забил Мехди Махдавикиа, после чего начались масштабные ликования в Тегеране. Победа над страной сатаны, - так этот результат подавался в иранской прессе, которая преподносила футбольный матч своим идеологическим триумфом. Американские журналисты свою сборную раскритиковали, назвав поражение крахом в военном Кубке мира.
Футбол в Иране часто эксплуатируется политиками. Президент страны Махмуд Ахмадинежад и президент Боливии Эво Моралес приняли участие в футбольном матче, который состоялся в Тегеране после завершения официальных переговоров. Президенты сыграли в составе ведущих иранских клубов Эстегляль и Персеполис, забив каждый по голу. Основное время встречи закончилось вничью со счетом 4:4, но в серии после матчевых пенальти со счетом 8:6 победила команда президента. При этом последний результативный удар с пенальти нанес Ахмадинежад. Очень символично.
Простой отечественный болельщик знает о чемпионате Ирана немного. В иранском чемпионате много классных исполнителей, классных матчей, атмосфера на каждой игре просто великолепная. В Иране футбол как религия, результаты каждого тура обсуждаются всей страной, - рассказывает молдавский голкипер Сергей Пащенко, который играл за иранский клуб Малаван. Местные спортивные власти довольно оригинально решили проблему столичной монополии на футбол. Ранее львиную долю титулов забирали в трофейные музеи клубы из Тегерана. Теперь же, по решению спортивного комитета при Исламском меджлисе, ряд тегеранских команд изменили столичную прописку на провинциальную. Семь из десяти тегеранских клубов были перемещены в различные города Ирана. Подобное решение правительства увеличило посещаемость матчей втрое.

Местные футбольные клубы финансируются за счет небольших прямых правительственных вливаний. В современной сборной Ирана нет звезд европейской величины, а ее сильные стороны – это командная сплоченность, дисциплина и известный португальский тренер Карлуш Кейруш. Его годовой оклад составляет 2 миллиона долларов, хотя многим игрокам местного чемпионата такие деньги даже не снились. В среднем игрок высшей лиги иранского чемпионата получает 12 тысяч гривен в год.

Самый яркий игрок сборной Ирана – Ашкан Дежага, немецкий полузащитник иранского происхождения, который играет в Фулхэме. Выступая за молодежную сборную Германии, Дежага отказался играть в матче против сборной Израиля. Он мотивировал это очень личными причинами и сказал: ведь все знают, что я наполовину иранец. Президент Центрального совета евреев в Германии и генеральный секретарь Немецкого христианско-демократического союза потребовали исключения Ашкана Дежаги из состава молодежной сборной Германии. После разрешения ФИФА Дежага дебютировал за национальную сборную Ирана.

Был такой случай...
Футбол на Востоке – штука тонкая. Саудовская газета Аль Ватан опубликовала статью, в которой сформулировала правила для игры в футбол, не противоречащие радикальному исламу. Среди всего прочего в них говорится: Помните, игра – это лишь подготовка к джихаду, не тратьте время на празднование победы. Никаких болельщиков. Если футбол – это подготовка к джихаду, то зачем кому-то за этим наблюдать? Болельщикам самим надо готовиться к священной войне. Если кто-то пытается обнять забившего гол игрока – плюньте ему в лицо, накажите его, сделайте выговор. Что может быть общего между весельем, объятиями, поцелуями и спортом? Никаких ярких футболок и трусов – это одежда неверных. Не играйте с одиннадцатью игроками. Одиннадцать – это число сатаны. После игры – никаких комментариев о результате или достоинствах игроков. Можно говорить лишь о том, что чувствует ваше тело – например, мышцы стали
крепче, поэтому вы будете лучше сражаться. Иранский департамент спорта назвал подобные правила слишком жесткими, хотя имамам они, однозначно, понравились.