Блохин против «Динамо»: плач о вещем Олеге

Олег Блохин судится с киевским Динамо... Еще недавно эта новость могла быть расценена исключительно как бред сумасшедшего.

Впрочем, и война братской России против Украины всего несколько месяцев назад воспринималась как нечто фантасмагорическое. Такое впечатление, что у мира едет крыша – под скрежет лжи, цинизма и предательства.

В палате споров ФФУ получили заявление, подписанное душеприказчиком экс-тренера Динамо неким И.Скоропашкиным – на предмет правомерности увольнения Блохина, с требованием о выплате компенсации-неустойки. Футбольно-юридическое колесо – завертелось, подкидывая новую пищу для размышлений о чести и совести, воскрешая в памяти не столь давние события, заставляя на многие вещи и некоторых людей взглянуть по-новому.

Когда Олег Владимирович принимал родную, как он говорил, команду в качестве наставника, красной нитью в его речах проходил тезис о воплощении давнишней мечты. Помнится, еще практикуя в Греции, на заре своей тренерской карьеры, Блохин частенько намекал, что не прочь поработать с Динамо. Да как-то все не звали его домой. Уже и ровесники, и более молодые бывшие одноклубники успели побывать у штурвала бело-синего лайнера, а самый результативный форвард в истории коллектива все никак не мог замкнуть виртуальный круг, начатый когда-то еще в детской динамовской школе.

И вот, наконец – свершилось! Имея в активе четвертьфинал ЧМ-2006 во главе сборной, имидж Вещего Олега и везунчика, в груди – динамовское, вроде бы, сердце, он появился на омріяном месте, что представлялось весьма логичным. Команда ушла в такое пике, из которого путь лежал только наверх – упасть еще ниже для Динамо было сродни катастрофе. Но Блохин в итоге и оставил от барахлящего механизма уже дымящиеся обломки. Придя под фанфары, ретировался тренер под негодующий свист трибун и интернета. Отставка тренера в тот момент казалась гуманным шагом со стороны президента клуба Игоря Суркиса. И естественно, ни о какой компенсации уволенный неудачник не заикался.

Прошло три месяца – и Блохин, отдохнув от трудов праведных, но непосильных, решил, что надо бы трудам сим дать надлежащую оценку. В твердой валюте. Мне неизвестно, пытался ли он на эту тему общаться непосредственно с бывшим работодателем. Очевидно – нет. Либо же – да, но – с неутешительным для себя результатом.

Иного вряд ли приходилось ожидать в свете результатов спортивных, продемонстрированных подопечными Блохина за период его работы. Рыться в ворохе антирекордов, установленных Динамо при Олеге Владимировиче, удел мазохистов. Сухой же остаток помнят все – четвертое место в чемпионате на фоне отсутствия какой-либо вразумительной игры. При том, что трансферные запросы тренера выполнялись почти как армейские приказы – беспрекословно, точно и в срок. Помнится, сам наставник смущенно удивлялся на камеру: мол, ожидал, что из пяти заявок на усиление состава будут выполнены хотя бы три, а тут – всех доставили, счастливых, что в таком клубе играть будут, да еще и у бывшего обладателя Золотого мяча!

Для экс-коммуниста Блохина в Динамо практически воплотили принцип – от каждого по способности, каждому по потребности. В способностях его никто не сомневался, неудачи начального периода списывали на трудности адаптации в клубном футболе, внезапную болезнь и происки недоброжелателей. В ответ на возраставшее недовольство руководители клуба просили болельщиков потерпеть, все увеличивая и увеличивая кредит доверия. Кредит, в итоге так и оставшийся неоплаченным. Кредит, с которого заемщик сейчас еще проценты требует! Так ведь коммунизм, Олег Владимирович, так и остался в мечтах. И усилия даже самых способных (если они, конечно, не олигархи) пока оцениваются – по труду. Старался – отнюдь не значит смог. Соответственно и претендовал – не значит получишь. Разве не справедливо?

Безусловно, буква закона в виде пунктов контракта – аргумент сильный. В случае с Юрием Семиным, получившим свою компенсацию от Динамо, решающей стала именно она. Моральную сторону той тяжбы вынесем за скобки, все-таки Шпалыч – чужак, брат у ворот. Блохин же – свой, громко рассуждавший о динамовских традициях, необходимости умереть за футболку клуба, то есть – жить его интересами не только на поле, но и вне его. Если уж говорить о традициях, величайший из динамовцев всех времен Валерий Лобановский всегда говорил своим футболистам: Играйте, работайте – а материальные блага вас найдут...

Учитывая новые реалии, Григорию, а затем и Игорю Суркисам пришлось переориентироваться. Зачастую финансовые условия становились телегой впереди лошади, о чем впоследствии приходилось пожалеть. Как, наверное, и сейчас.

В этой связи хочется спросить Блохина – по-мужски так:

1) а воплощенная мечта разве ничего не стОит?

2) как оплачивалось главному тренеру время отсутствия на работе из-за проблем с сердцем, старательно не учитывавшееся Олегом Блохиным при упоминании о сроках построения его Динамо?

3) во сколько можно оценить моральный ущерб от превращения столичного клуба в посредственный коллектив, страдавший не только турнирной аритмией, но и игровой импотенцией, в объект критики со стороны поклонников и откровенных насмешек со стороны конкурентов?

4) как Олег Владимирович понимает смысл пословицы не плюй в колодец...?

Жаль, конечно, что палата споров ФФУ не примет для рассмотрения большинство из этих вопросов. Этих, а также, уверен, многих других, уже сформулированных и еще только рождающихся у тех, для кого киевское Динамо было и остается источником вдохновения и морального обогащения. Для тех, кто в наше непростое время отдает деньги за билет на футбол в надежде получить порцию оптимизма. Для тех, кто продолжает считать Олега Блохина выдающимся форвардом, настоящей звездой спорта, и по-прежнему готов простить ему очень и очень многое.
Многое, но всё ли?..

ОТ РЕДАКЦИИ. Получив от нашего постоянного автора эту эмоциональную статью, не сразу решились готовить ее к печати. Мы всегда с уважением относились к великому футболисту, старались максимально поднимать его авторитет в годы служения на тренерском поприще. Признаться, порой в своих публикациях даже в ущерб реалиям старались воздержаться от крутой критики. Многие из нас, особенно те, у кого были давние дружеские отношения с Олегом Владимировичем, предлагали болельщикам Динамо набраться терпения, буквально до последнего верили в чудо, но тренерские возможности Блохина, судя по всему, оказались ниже его бомбардирского таланта.

Не владея деталями и нюансами контракта Блохина с динамовским клубом, трудно судить о перспективах дальнейших взаимоотношений вчерашних единомышленников. Но, зная как скрупулезно, выполнялись все требования тренера, и сколько было в это вложено средств, думаем, ему предстоят серьезные раздумья о таких еще не вышедших из обращения понятиях, как честь и достоинство.