Камо грядеши, Федерация?

Руководители ФФУ должны понимать, что развитие или, наоборот, упадок происходят под влиянием всего лишь трех составляющих, по крайней мере, в постсоветских странах: политика, экономика и, как ни прискорбно, обычный человеческий фактор...

Да, Украина переживает смутное время: Россия внаглую аннексировала Крым, эскалирует агрессию на востоке нашей страны, пытаясь разрушить ее целостность. Параллельно большой брат вносит разруху и в футбольное хозяйство, подмяв под себя три крымских, де-юре – украинских, клуба, уже участвующих в розыгрыше кубка и первенстве России. Одним словом, оттяпала часть украинского футбола при молчаливом согласии его кормчего в лице господина Анатолия Конькова.

Автору этого материла задают вопросы: почему так случилось и вообще, что вынудило президента ФФУ демонстрировать вопиющую инфантильность в это тяжелое для страны время

Актуальность таких вопросов возрастает, особенно после брифинга в Доме футбола, где Анатолий Дмитриевич попытался как всегда лаконично отрапортовать о подготовке национальной сборной к матчу с Парагваем. При этом президент ФФУ крайне некорректно ушел от актуальнейших вопросов, как это и предполагалось...

Безусловно, хороший руководитель должен уметь грамотно делегировать задачи. Это действительно неплохо выходит у Конькова, чему свидетельство его ответы в ходе последнего брифинга: касательно сборной – главный тренер все расскажет, вопросы по поводу места проведения домашних матчей Ильичевца – задавайте эти вопросы Премьер-лиге, вопросы Крыма – это уже к ФИФА с УЕФА.

Ну не волшебник же человек, а просто руководитель национальной ассоциации. А не пора ли бить в колокола, Анатолий Дмитриевич, чтобы не пришлось потом слушать звон набата? Стучите в двери ФИФА с УЕФА, заручившись поддержкой ассоциаций других стран для совместного обращения по поводу санкций к РФС вплоть до лишения России права на проведение ЧМ-2018!

Да уже смешно от ваших страхов брать на себя ответственность и принимать взвешенные решения... Не то время!

А теперь время ответить на поставленные выше вопросы на примере развития профессионального футбола в Украине.

В начале октября 2013 года коллективные члены Федерации футбола – региональные дочки ФФУ – получили письма единого содержания. Депеша содержала просьбу-указ предоставить конструктивные идеи по выводу из организационного и финансового кризисов клубов Профессиональной футбольной лиги. Уж близится сентябрь 2014-го, а воплощенных в жизнь гипотетических предложений нет.

Более того, раз уж говорится о профессиональном футболе, то возникает еще один резонный вопрос: почему бы не включить в кейс и Премьер-лигу? Да и вообще – охватить всю пирамиду футбола: от детско-юношеского до профессионального, коль скоро вся структура футбола находится в ведомстве национальной ассоциации? Футбол – это единая система, где все взаимосвязано и подчинено одной цели. Но это в идеале.

На вполне законных основаниях ФФУ передала права на проведение соревнований по футболу среди профессиональных команд двум структурам: Премьер-лиге и ПФЛ. Худо-бедно, справляются. Чемпионаты проводятся. Другое дело, что происходит внутри клубов. Как финансируются, как регулярно выплачиваются зарплаты, да и выплачиваются ли вообще, почему болельщиков на стадионах становится все меньше, как привлечь или вернуть клубы в профессиональный футбол, как вылечить футбол от политики – это нет, это не по адресу, адресат – не ФФУ.

Итак, по порядку. В Федерации хотели получить развернутый ответ на вопрос из ряда риторических: что делать с футболом в низших дивизионах? Озаботились чиновники в частности вопросами управленческими и денежными. А не поздно ли? Не пришло ли время в конце концов собраться всем вместе и выработать единую систему управления, ибо происходящее в кабинетах ФФУ – это хаос.

Впрочем, даже хаос можно втиснуть в рамки объяснимого. Теория хаоса подразумевает зависимость сложных систем от исходных условий. Но если исходные условия, полученные от предшественников во главе с Григорием Суркисом, были более чем приемлемы, то в чем проблема? Что же не сложилось в разработке единой управленческой стратегии опытных функционеров? Почему столь грамотные менеджеры высшего звена не в состоянии выстроить слаженную бизнес-систему, работающую как часы? Или хотя бы не разрушить то, что было отстроено до феерического пришествия... Не разрушать, а совершенствовать, – прав Петр Столыпин.

Наряду с этим вместо развития и продвижения наблюдается ярое следование вырожденческим догмам: выдвигаешься – задвинем. Желательно подальше, без права на реабилитацию. В Федерации не любят инициативы. Инициатива – это плохо. А идеи, конструктивные предложения и готовые к реализации проекты сметают со столов по причине алогичности или подросткового стремления быть первым, мол, мы сами с усами. Таки да, но надолго ли – в свете происходящего?

Исходные позиции кандидата в президенты ФФУ в 2012 году могли вызвать зависть у кого угодно. Как же: господину Конькову приписывают тесное общение с прежним президентом Украины Виктором Януковичем. Впрочем, Анатолий Дмитриевич не скрывал этого. Думается, у него до сих пор присутствует чувство благодарности папе за место у руля ФФУ.

Мощнейшая поддержка опытного функционера Анатолия Попова, специалиста в вопросах экономики Владимира Мариновского, а также Андрея Павелко – эксперта по внешнеэкономическим связям – должны были компенсировать возможные пробелы в компетентности по этим вопросам действующего президента. Чтобы управлять – нужно знать, – говорил академик Николай Амосов...

Таким образом, даже находясь в статусе английской королевы, президент ФФУ обязан был организовать процесс бесперебойного функционирования аппарата. Однако, как Коньков может рассчитывать на помощь и поддержку аппарата управления ФФУ, если вся компания отчетливо напоминает персонажей рассказов Помпадуры и помпадурши Салтыкова-Щедрина, где невежественные якобы либералы, вовсю болтая о реформах, немедленно показывают истинное лицо, едва дорвавшись до власти. Совершенно неожиданно некоторые представители менеджмента ФФУ из высокообразованных управленцев в глазах общественности превратились в медиа-эпатеров, раз от разу поражающих воображение футбольного сообщества.

Отсутствие общей идеологии, нехватка фаховых сотрудников, а таких кормчей рукой уволено из ФФУ предостаточно, – вот в чем проблема теперешней федерации. Заскорузлость во взглядах, крючкотворство, чудовищная бюрократия, противоречивость во мнениях на самой верхушке власти – это уже характерные черты современной системы управления в главном футбольном аппарате страны. У нынешних руководителей напрочь отсутствуют прогрессивность мышления, стремление к овладению новейшими технологиями – в первую очередь, управленческими. Ржавость мысли и совковость – тому причина. Опыт в данном случае едва ли имеет какое-либо значение, ибо приобретен не в тех кабинетах и не в нужное время: не факт, что из успешного футболиста получится достойный тренер, равно как и успешный менеджер.

Совершенно очевидно, что нынешним управленцам не под силу угнаться за тенденциями развития маркетинговых и управленческих технологий, ибо менеджмент-стратегии меняются с феноменальной скоростью. Весьма применима здесь мысль известного писателя и социолога Элвина Тоффлера: Безграмотными в 21-м веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. Уж воистину.

Мы хотим строить европейское государство, в том числе и футбол? Нам не построить его на принципе кум куму – брат, не построить его на условиях, когда сотрудники в штат ФФУ набираются по дружественно-родственному принципу: брат-друг-собутыльник.

Нынешнему главе ФФУ видимо невдомек, что огромное предприятие требует разумного распределения человеческих ресурсов. Отсюда и отсутствие естественных интересов и стремления персонала разрабатывать и реализовывать новые технологии управления футбольным хозяйством.

Нет у Федерации футбола никакого ориентира на развитие, которое, по идее, должно быть первостатейной задачей для руководящего состава ФФУ. Да, Коньков принимает участие в торжественных открытиях тренировочных полей в ДЮСШ, дарит мячи, и при этом оставляет без контроля вопрос участия в чемпионате краматорского Авангарда, свердловского Шахтера, которые оказались в катастрофической ситуации.

Уже сыгран 4-й тур, де-юре клубы остались в составе ПФЛ, но де-факто матчи с их участием не проводятся. Ни ПФЛ, ни ФФУ не приняли никаких решений об их дальнейшей судьбе. В истории футбола есть пример трагических событий с ташкентской командой Пахтакор, когда в авиакатастрофе погибли все футболисты и руководящий состав команды. Тогда федерация СССР приняла решение дать трехлетнюю отсрочку на восстановление команды с сохранением места в высшей лиге. Почему бы ПФЛ и ФФУ не принять решение о перерыве в участии Свердловска и Краматорска в чемпионате до окончания военных действий на территории Донбасса? Это к вопросу о расстановке приоритетов.

За гранью понимания выбранных и назначенных 2 года назад функционеров остается то, что современный футбол следует рассматривать как масштабнейший бизнес-проект и значимую часть социальной программы государства.

И если при грамотном распределении исходных ресурсов, первое, хоть эфемерно, но возможно, то участие державы в развитии футбола практически полностью исключается. С другой же стороны, едва ли не львиная доля мест в управлении футболом, особенно на региональном уровне, закреплена именно за представителями власти: мэры, заместители губернаторов и сами губернаторы. Едва ли в состоянии государственные мужи применить имеющиеся знания и выкроить время на проблемы футбола, учитывая состояние дел по стране в целом. Так и футболят: из одного кабинета в другой, отдавая дела на откуп замов, замзамов, а воз и ныне там.

На данном этапе развития футбола ФФУ обязана принять во внимание всю обстановку в стране, где политика чудовищно влияет на развитие бизнеса. Вследствие отсутствия инвестиций рушится часть пирамиды всего профессионального футбола: клубам первого дивизиона не по карману выступления в Премьер-лиге.

Разница в объемах бюджетирования колоссальная: если в первой лиге годовой бюджет на содержание команды составляет 8-10 млн. гривен, то в высшем дивизионе минимальные цифры идентичны, только пересчет уже ведется в иностранной валюте. Поэтому не удивительно, что та же Александрия или алчевская Сталь скорее предпочтут подремонтировать свои стадионы или докупить нужных футболистов, нежели тратить средства на практически бесперспективное односезонное прозябание в вышке.

Дискуссия о будущем профессиональных футбольных клубов никогда простой не будет, ибо коровьи темпы введения гипотетически разработанных реформ приведут лишь к очередному этапу развала футбольного хозяйства.

Руководители ФФУ должны понимать, что развитие или, наоборот, упадок происходят под влиянием всего лишь трех составляющих, по крайней мере, в постсоветских странах: политика, экономика и, как ни прискорбно, обычный человеческий фактор. И именно последнее, по всей видимости, мешает нынешнему главе ФФУ придерживаться курса, озвученного на всех уровнях в его предвыборной программе.

От редакции. Футбольный клуб приглашает к дискуссии на тему, поднятую экс-президентом ПФЛ Украины Миланом Бальчосом, все заинтересованные в ней стороны. Будем рады обсуждению и многих других проблем, актуальных для современного украинского футбола.