ПУТЬ САНТЬЯГО. Выжить в аду и вернуться в футбол.

После 20 месяцев, проведенных вне зеленого газона, 11 операций и казавшегося бесконечным ада 33-летний Санти Касорла, один из лучших испанских полузащитников в XXI веке, возвращается в большой футбол.

Не так давно стало известно, что игрок "Арсенала" (его контракт с лондонцами закончился 30 июня) пройдет летом предсезонную подготовку с родным "Вильярреалом", в котором состоялся как футболист, и, если обе стороны будут довольны ее итогами, подпишет с "подводниками" годичный контракт. История одного маленького человека, борьбы, веры и силы которого хватило бы на целую команду.

"ИНЬЕСТА-ЭКСТРАВЕРТ"

"Иньеста-экстраверт" – так его прозвали в "Вильярреале" за неизменную улыбку на лице, с которой Санти (полное имя – Сантьяго, испанский Святой Иаков) всегда встречал любые сложности. Никакой особенной лести в этом не было – в лучшей своей форме Касорла вполне мог поспорить с полузащитником "Барселоны" за звание преемника Хави в центре поля испанской сборной, настолько хорош он был. Разница между ними заключалась лишь в том, что Андрес все держал внутри, Санти – выплескивал наружу. А еще Иньесте, в отличие от Касорлы, повезло обойтись почти без травм в своем долгом футбольном пути. Без везения тут, увы, не поможет даже неизменная улыбка.

Родившийся в Луго де Льянера – небольшой астурийской деревушке на четыре с половиной тысячи жителей, – и познакомившийся с футбольным мячом в школах местных "Ковадонги" и "Овьедо", в 2003 году Санти оказался в "Вильярреале", чтобы вскоре стать одним из самых ярких представителей золотого поколения сборной Испании и застать те звездные четыре года, когда испанцы, выиграв два чемпионата Европы (2008 и 2012) и чемпионат мира (2010), окрасили весь земной шар в красно-желтые цвета. Он был плоть от плоти той "Красной Фурии", дважды праздновал "золото" на еврофорумах, а вот ЮАР-2010 пропустил из-за проблем со спиной. Это было страшно обидно, но та обида – ничто по сравнению с кошмаром, который Касорле пришлось испытать через несколько лет после этого.

ТРЕЩИНА В ЛОДЫЖКЕ

К тому моменту завершились шесть его солнечных лет среди "подводников" и годичная командировка в "Малагу" – летом 2012-го он переехал в Лондон, под крыло к Арсену Венгеру. Еще через год пришла беда – 10 сентября 2013-го, день, который ему уже не забыть. Полузащитник "Арсенала" тогда досрочно закончил товарищеский матч между Испанией и Чили из-за травмы – получил удар в ногу и еле дохромал до скамейки запасных. На рентгене увидел трещину в лодыжке. С тех пор Санти не помнит дня, когда бы не чувствовал боль в правой ноге, как в игре, так и при ходьбе. "В первых таймах было еще ничего, на разминке я разогревался, и нога временно переставала беспокоить, но после перерыва, остыв, я уже не мог наступать на нее без слез", – рассказывал он после.

5 декабря 2015-го он попал на операционный стол с порванными "крестами" в левом колене. Лодыжка продолжала беспокоить. Мотивация и желание доказать свою полезность "Арсеналу" были так велики, что запала хватило на несколько месяцев, но в какой-то момент Касорла начал чувствовать, что нет таких обезболивающих, которые способны успокоить его мучения.

АНГЛИЙСКАЯ МЕДИЦИНА

Английские врачи с ним особенно не церемонились. "Они говорили мне: "Если ты сможешь вновь гулять со своим ребенком по парку, считай – ты счастливчик", – делился в интервью Marca Касорла. Возвращение в футбол отошло на второй план – главным стало просто встать на ноги, не падая при этом от боли. Через год после операции на колене он вновь лег под нож – наконец-то решил разобраться с правой лодыжкой. Предполагаемые три недели отдыха едва не стали началом конца футбольной карьеры Касорлы. Через месяц сняли гипс, но рана никак не рубцевалась, ни в этот раз, ни в следующий – в итоге Санти за год прошел через восемь операций. Ни один врач не брался что-то прогнозировать, никто не говорил, когда этот ад закончится.

Проблема была в том, что ему разрешили вернуться на поле: "Врачи говорили – все в порядке, и я играл. Плакал после каждого матча и снова играл. Но рана никак не заживала, швы постоянно расходились, и в какой-то момент туда попала инфекция... Когда позже мне сняли гипс, я увидел сквозь дыру в ране голое ахиллово сухожилие". Последний раз Касорла вышел на поле 19 октября 2016-го – в матче Лиги чемпионов против "Лудогорца" (6:0). Отыграл час и понял – больше не выдержит. Тогда он еще не знал, какая дикая безнадега его ждет.

"АХИЛЛЕСОВА ПЯТА"

Придя в отчаяние от английской медицины, Касорла поехал домой – в Испанию. В Витории он обратился к знаменитому хирургу Микелю Санчесу, вылечившему в свое время больное колено Рафаэля Надаля. Их первая встреча состоялась в мае 2017-го. Санчес взглянул на ногу Касорлы – и схватился за голову: у футболиста началась гангрена. "Там была какая-то жуткая инфекция, она поразила пяточную кость и ахилл – нужно было удалять почти восемь сантиметров сухожилия!" Трудно было представить, что Касорла снова сможет нормально ходить – о футболе тогда никто даже не заикался. Несколько операций, курс антибиотиков, пересадка кожи с руки на голеностоп... У Санти на предплечье была татуировка с именем дочери, Индии – теперь она разрезана пополам, как и футбольная карьера Касорлы.

29 мая 2017-го была проведена последняя операция. Доктор Санчес вздохнул спокойно: "Я никогда не видел ничего подобного. Нам удалось остановить воспаление и максимально восстановить сухожилие". Все три летних месяца Касорла потратил на интенсивную реабилитацию, которая впервые за несколько лет прошла хорошо. Никто по-прежнему не называл точных сроков, но, как минимум, уже можно было осторожно говорить о возвращении на поле. В минувшем ноябре "Арсенал" продлил с игроком контракт до июня 2018-го, и Санти все это время стремился гнать от себя мысль, что приставка "экс-" может возникнуть перед названием его профессии: "Мне говорят, что не стоит строить планы до января, но я собираюсь вернуться раньше".

ВОЗВРАЩЕНИЕ

В конце осени он снова начал совершать осторожные пробежки – его брат, увидев это, не смог сдержать слез. Полгода Касорла жил в Саламанке, в клинике главного физиотерапевта испанской сборной Хуана Карлоса Эрранса. "Моя семья все еще в Лондоне, потому что дети ходят там в школу. Самое тяжелое – быть здесь без них", – признавался он тогда. По утрам плавал в бассейне, потом обязательный массаж, пилатес и велопрогулки.

Санти с улыбкой рассказывал о том, что люди на улицах перестали его узнавать: "Да, бывает, что на улице подходят дети и просят сфотографироваться, но однажды одна женщина сказала, что я похож на Касорлу. Я улыбнулся – мол, я и есть Касорла, а она мне – не верю!". Он не терял чувства юмора, приветствовал и болтал с соседями на улице, особенно, со стариками, с которыми каждый день виделся в парке, где гулял после обеда. "Теперь я лучше знаю, кто есть кто. Почти каждый день мне приходят сообщения со словами поддержки от Иньесты, Сильвы, Вильи...".

ДОРОГА СВЯТОГО ИАКОВА

Месяц назад, в конце апреля, появилась неожиданная и радостная новость – перед матчем Лиги Европы между "Арсеналом" и "Атлетико" Касорла провел тренировку на поле "Эмирейтс". Вскоре стало известно, что лондонцы не будут продлевать контракт с испанцем – впрочем, они и без того сделали многое, чтобы последние 20 месяцев поддерживать в нем надежду. Своей игрой за них – 180 матчей, 29 голов, 46 передач – он это заслужил.

"Ахиллесова пята" Касорлы едва не поставила крест на его карьере, но ему удалось пережить этот ужас: "Это не была обыкновенная травма, к которым привыкли люди. Никто в меня не верил, кроме меня самого. И я продолжаю верить, хотя боль иногда возвращает меня с небес на землю". На севере Испании, в Астурии, откуда родом Санти – одни смельчаки, других людей там и не делают. Миллионы паломников ежегодно проходят в тех краях "Путь Сантьяго", у которого много начал, но конец один – в городе Сантьяго-де-Компостела, в городском кафедральном соборе. Назван этот путь в честь одного из 12 апостолов, Святого Иакова – как и Касорла, которому тоже прекрасно известно, что такое – длинная дорога.


В профиле футболиста в WhatsApp написана короткая фраза: "Я вернусь". И в этом не приходится сомневаться.