Крымский вопрос: Спокойствие – все идет по плану!

В четверг, 18 сентября, в швейцарском Ньоне состоялась рабочая встреча делегаций Российского футбольного союза (РФС) и Федерации футбола Украины (ФФУ) при участии представителей УЕФА и ФИФА. Украинскую делегацию возглавлял президент ФФУ Анатолий Коньков. На встрече также присутствовал вице-президент УЕФА, бывший президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис. О чем договорились стороны?

Главной темой дискуссии стал вопрос об участии в соревнованиях под эгидой РФС футбольных клубов из Крыма. Украинская сторона требовала от футбольных международных организаций применить санкции к России. В результате встречи была создана рабочая группа ФИФА и УЕФА, которая должна разработать дорожную карту по этому вопросу до середины октября.

Не успели представители украинской стороны вернуться из штаб-квартиры УЕФА, чтобы из первых уст рассказать о четырехсторонней встрече по крымскому вопросу, как в родных пенатах уже кричали: нас сливают, сдали Крым, продались москалям.

По удивительной для меня логике сначала консультационную встречу, на которой изначально не должно было приниматься никаких важных решений, объявили часом Ч, а затем ее результат нарекли очередным сливом национальных интересов.

Ознакомившись с первой реакцией коллег и разной масти аналитиков, я пришел к выводу, что нам снова надо спокойно разобраться в ситуации и дать самим себе ответы на вопросы, которые будоражат умы массового любителя футбола в Украине.

Почему в Ньоне не было принято никаких решений?

Проблема в том, что многие люди, искренне переживающие за наше правое дело, почему-то решили, будто на этой встрече Россию обязаны прижать к ногтю и, в идеале, сходу выбросить Зенит из Лиги чемпионов, да отобрать ЧМ-2018. Взятые с воздуха ожидания были жестоко обмануты.

На самом же деле изначально было известно, что встреча проводится для того, чтобы стороны представили свою позицию и видение решения конфликта, а также попытались найти компромисс. Это и было сделано. Представители Украины и России привели свои аргументы и ожидаемо не нашли компромисса. Свою основную функцию мероприятие выполнило.

Дорожная карта – это попытка спустить все на тормозах?

В данный момент нет веских оснований так считать. Мы, конечно, понимаем, что правда на нашей стороне. И поэтому хотим, чтобы международные футбольные органы уже вчера наказали Россию. Но есть нюанс. Как любил повторять некий юрист в третьем поколении и мой бывший шеф по одному из комитетов в ФФУ, суть ничто – процедура все.

Даже если представить, что УЕФА и ФИФА горят желанием дисквалифицировать Россию (чего, понятное дело, нет), то они все равно обязаны придерживаться определенной процедуры.

Кто может исключить РФС из состава членов УЕФА? Только конгресс, который соберется 24 марта 2015 года. Перед этим обычно принимается решение о приостановке членства.

Кто может приостановить членство РФС в УЕФА? Только исполнительный комитет. Но для этого ему нужен предварительный анализ. Исполком УЕФА не может взять решение с потолка. Он обязан основываться на информации, предоставленной компетентными структурами.

Перед тем, как определить хозяина ЕВРО или город финала Лиги чемпионов, члены исполкома изучают выводы оценочных комиссий, рассматривают заявки претендентов, дискутируют, взвешивают все за и против.

Иными словами, чтобы крымский вопрос достиг уровня исполкома, предварительно должна потрудиться какая-то комиссия или рабочая группа. И представить свои выводы тем, кто наделен полномочиями принимать решения.

Что было решено на встрече в Ньоне? Создать рабочую группу. Логику все улавливают?

Почему Суркис выступил против санкций в отношении РФС?

Вот этого я совсем не понимаю. Не Григория Суркиса, а наших аналитиков-экспертов, до сих пор внимающих интерпретации российских СМИ. Казалось бы, что может быть понятнее, чем позиция украинского вице-президента УЕФА?

Более того, если бы не Суркис, то очень вероятно, что в Доме футбола до сих пор бы делали вид, будто ничего не происходит; в РФС бы уже приняли и крымские клубы, и федерации, и, возможно, арбитра Вакса; ну а в УЕФА до сих пор бы изучали сложный и беспрецедентный случай.

После встречи в Ньоне Григорий Суркис, среди прочего, заявил, что вопрос санкций пока не поднимался (причины см. выше), а также добавил: Санкции лишь являются инструментами, которые должны обеспечивать выполнение уставных норм. Они не должны использоваться исключительно из желания наказать кого-либо. Мы стремимся урегулировать вопрос без привлечения дисциплинарных органов, так как на это могут уйти годы. А нам нужно быстрое решение.

Российские СМИ (что с них взять?) вышли с заголовками Суркис выступил против санкций в отношении РФС, наши подхватили и пошло-поехало. Впрочем, чему удивляться? У нас люди все больше и больше читают новости по заголовкам.

Надо понимать, что Суркис выступает, в первую очередь, как вице-президент УЕФА – организации, для которой корпоративная этика совсем не пустой звук. Он не может ни призывать публично к санкциям в отношении РФС, ни выступать против них (опять же – публично).

Это просто не его компетенция. И даже, если данный вопрос будет вынесен на рассмотрение исполкома УЕФА, членом которого он является, то и тогда ничего не изменится. Ввиду очень щепетильного отношения УЕФА к принципу конфликта интересов Григорий Суркис ни голосовать, ни даже принимать участие в официальном обсуждении не сможет. Как это было, например, в случае с ЕВРО-2012.

Но при этом свое отношение к действиям РФС он показал. О том, что будет защищать интересы своей страны, объявил. И эту неофициальную работу, несомненно, проводит. Каковы могут быть ее результаты – мы тоже помним по ЕВРО-2012...

Однако, в этой связи нам всем стоит ответить на главный внутренний вопрос.

Чего мы вообще хотим?

Мне кажется, большинство с радостью бы наблюдало, как крымские клубы играют в первенстве России – лишь бы это закрыло путь в Лигу чемпионов всяким Зенитам, сборную Березуцких выбросило из ЕВРО-2016, а ЧМ-2018 перенесло куда угодно, хоть в Новую Зеландию.

Черт, я бы и сам этого хотел. Но для УЕФА и ФИФА все же важнее (точнее, лишь это и важно), как бы это ни скучно звучало, вернуть ситуацию в правовое поле с точки зрения устава.

Именно поэтому о санкциях пока не говорят (ну и по некоторым иным причинам, среди которых точно нет Газпром всех купил). И именно поэтому процесс может затянуться.

Но раз и навсегда уясним: каждое вроде бы бессмысленное заявление УЕФА/ФИФА, каждая встреча в Ньоне, каждая созданная рабочая группа приближают нас к тому моменту, когда по крымскому вопросу будет принято окончательное решение. Либо признать любовь РФС и крымчан законной, либо запретить и наказать.

В том, что оно будет так или иначе в пользу Украины, я не сомневаюсь. В общем, спокойствие – все идет по плану!

Богдан БУГА