«Днепр»: либо Маркевич, либо Маркевича

Любая попытка проанализировать Днепр в первой части сезона 2014/2015 неизменно упирается в главный вопрос – как изменилась команда при Мироне Маркевиче? Судя по результатам (8 очков от идущего первым киевского Динамо), регресс днепропетровского клуба очевиден. Однако аргументов в защиту опытного украинского наставника тоже достаточно.

В первую очередь, Маркевич стал заложником неожиданно подорвавшейся кадровой ситуации. Пока Иван Стринич и Руслан Ротань гадали на ромашке уходить – не уходить, Днепр вылетел из Лиги чемпионов от Копенгагена, так толком и не попробовав на вкус престижный турнир. Вернулся в Бразилию плеймейкер Джулиано, травмировался его соотечественник Матеус – а ведь эти два футболиста сезоном ранее по системе гол + пас набрали в чемпионате Украины 28 (!) очков. Не успел Маркевич повлиять на решение Дениса Олейника покинуть Украину, то же самое можно сказать и о выборе Александр Гладкого. Дошло до смешного: пришлось в срочном порядке возвращать из Волыни списанного Сергея Кравченко.

На фоне всех потерь подписание Леонардо де Матоса из Черноморца и Владимира Полевого из донецкого Металлурга выглядело слишком бедным усилением. Тем более, как позже выяснилось, Днепр оформил контракты с игроками, которые значительно уступают амбициям команды. В один момент Мирон Богданович даже перестал их брать на еврокубковые выезды. Не буду же я возить туристов!, - характеризовал Маркевич подопечных. Кстати, 29-летнего Полевого наставник приглашал в Днепр лично. Случилось это летом, когда Стринич внезапно уехал трудоустраиваться в Вест Хэм. Тогда-то Маркевич и вспомнил об украинском левом защитнике, которого еще в 2010 году приглашал из запорожского Металлурга в сборную Украины. Как оказалось, с тех пор Полевой сильно деградировал – и совершенно не напрасно находился в статусе свободного агента после выступлений за киевский Арсенал и донецкий Металлург. Короче говоря, сам того не понимая, Мирон Богданович обеспечил Днепру контрактную обузу.

Добавьте к вышеописанным проблемам еще и ступор основных форвардов Днепра. Роман Зозуля не забил в 11-ти проведенных матчах ни одного гола, запомнившись за всю первую часть сезона единственно результативной передачей. Три мяча Евгения Селезнева в сравнении с голевой импотенцией Зозули выглядят бомбардирским прорывом. Что случилось с нападающими сборной Украины? Возможно, они тяжело перенесли расставание с Хуанде Рамосом, ведь именно при нем оба расцвели и не скрывали преданных чувств к испанскому наставнику. Тогда возникают резонные вопросы к Маркевичу, который с фантастическим опытом должен уметь нивелировать переходные процессы. С другой стороны, если нападающий знает толк в своем деле, он будет забивать при любом наставнике. Остальное – ребячество. Спасибо Калиничу, если бы не он...

Плюс ко всему добавилась неразбериха с возможным уходом Евгения Коноплянки. Иногда казалось, что полузащитник не играет, а играется в футбол. Он был и ни здесь, и ни там, а где-то между, в своем мечтательном астрале о далеком и неизведанном. К тому же, как назло, травма выбила Коноплянку на приличный кусок чемпионата. Если довериться последним данным, то Женя отказался подписать новый контракт с Днепром на улучшенных условиях (2,5 миллиона евро в год). Может и к лучшему: жить в постоянной неопределенности Маркевичу надоело.

Кратко рассказав обо всех неурядицах Мирона Богдановича, давайте еще раз зададимся вопросом – виноват ли тренер в сдаче позиций? Согласитесь, слишком большим получился сгусток накопившихся проблем – череда совпадений и событий не позволила Маркевичу показать все, на что он способен. Какое-то время по инерции славная команда Хуанде Рамоса катилась, но со временем сила трения под прессом кадровых гирь усиливалась и к промежуточному финишу Днепр пришел с 5-матчевой серией без побед. Какое уж тут чемпионство?! Да и в отношении Лиги чемпионов теперь можно только облизываться.

Зимой Маркевич планирует начать формирование новой команды под себя – период уважительного отношения к созданному Рамосом прошел. Тем более что в Днепре существуют сильнейшие перекосы в комплектации игровых линий. Коллектив однозначно нужно освежать. Последний раз Игорь Коломойский существенно тратился на трансферном рынке в сезонах 2010/2011 и 2011/2012, когда были приобретены Матеус, Иван Стринич, Самюэль Инкум, Александр Гладкий, Джулиано, Никола Калинич, Дерек Боатенг и Онджей Мазух. Всего тогда было потрачено порядка 42 миллионов евро!

Ждать подобных трат сейчас не стоит. Виной тому всем известные причинные военного и экономического характера. Не стоит сомневаться, деньги у собственника Днепра есть, однако устраивать трансферное шоу на фоне трагических сводок с передовой линии фронта никто не станет. К тому же нужно помнить, что в настоящее время в Украину никто не соглашается ехать, а переплачивать легионерам миллионы просто из-за их страха – безрассудно. В такой ситуации нужно пытаться собирать лучшее у себя дома. Но и здесь существуют подводные камни. Например, Днепр уже отказался от идеи пригласить полузащитника Металлиста Хавьера. Запросы бразильца по личному контракту сейчас неприемлемы для нас. Мы не пойдем на такие траты, - рассказал генеральный директор днепропетровского клуба Андрей Стеценко.

Кроме плеймейкера, Днепру необходим качественный исполнитель в опорную зону, слева в оборону, на оба фланга полузащиты. При этом цель не только залатать дыры, но и создать конкуренцию, то есть иметь по несколько футболистов на одном место. В нынешних условиях – это утопия, поэтому придется Маркевичу больше доверять молодым Александру Мигунову и Валерию Лучкевичу, стараться подтягивать Александру Влада и Сергея Политыло, мириться с игровым стилем Джабы Канкавы и нестабильностью Бруно Гамы. Разве что на Младене Бартуловиче наставник поставил крест: глупое удаление в матче с Шахтером (0:0) окончательно разуверило Мирона Богдановича в реальной помощи хорватского полузащитника.

Среди новичков велика вероятность увидеть в Днепре двух румынских футболистов Волыни – Эрика Бикфалви и Флорентина Матея. С Бикфалви днепряне готовы подписать контракт уже сейчас, а вот на Матея наставник хочет посмотреть поближе во время зарубежных сборов. Гораздо меньше конкретики по Роману Безусу из киевского Динамо – пока возможность перехода в Днепр существует только на уровне слухов. То же самое можно сказать и об Артеме Громове из Ворсклы.

Прогноз. Помимо кадровых вопросов, Днепру необходимо решать проблему внутренней притирки. Если вспоминать матчи против Шахтера, Сент-Этьена в Киеве, а также проигранный поединок Интеру в Милане (по игре днепряне выглядели превосходно), то в этих встречах взаимодействие футболистов выглядело образцовым. Но были также смешные поединки против Зари или Говерлы, где царила пугающая расконцентрация. Порой складывается впечатление, что игроки сами решают, где играть, а где не играть, словно минуя личность тренера и его установки.
Маркевич не скрывает – футболисты Днепра болезненно воспринимают его философскую ориентацию комбинационного футбола, приходится перестраиваться. Иногда болезненно, нехотя. Из истории мы помним, как внутренние конфликты Днепра времен позднего Кучеревского или Протасова могли отбрасывать команду назад. Зимний антракт будет важным еще и в плане ломки стереотипов – либо Маркевич Днепр, либо Днепр Маркевича.