Одними из первых, кто встретит гостей Евро-2012, станут украинские милиционеры, и в частности представители Госавтоинспекции, на плечах которых лежит большая ответственность - мобильность и безопасность на дорогах.
Во время чемпионата они должны обеспечить зеленые коридоры для шаттлов с болельщиками и одновременно не остановить обычную жизнь в принимающих городах. Как достичь такого баланса и какие шаги в подготовке к Евро-2012 должно сделать ведомство рассказал начальник Управления ГАИ МВД Украины Валерий Лозовой.
Какие задачи Евро-2012 ставит перед ГАИ?
- Основная задача Госавтоинспекции на Евро-2012 - организовать безопасное дорожное движение всех гостей турнира. Для этого нам необходимо подготовить оптимальные маршруты, которыми последуют делегации, болельщики, проверить их и устранить недостатки. Подготовить личный состав, провести переоснащение подразделений и даже освоить новые формы работы - вывести на дороги автопатрули, восстановить посты, ввести европротокол.
Кроме того, мы должны проконтролировать ход строительства объектов Евро, чтобы они соответствовали нормам безопасности дорожного движения, имели необходимые паркинги, объекты сервиса.
Какие этапы в подготовке к турниру ведомство определило для себя?
- Первоочередной задачей является подготовка маршрутов, которыми последуют делегации, болельщики Евро. Эту работу мы уже начали и завершим до октября.
Мы должны предусмотреть и отработать все возможные направления движения гостей: на автотранспорте - проложить маршруты от границ к принимающим городам, на авиатранспорте - от аэропортов до города, а также внутри городов-хозяев - определить оптимальные маршруты между объектами Евро, схемы расположения авто вокруг стадионов, фан-зон, резервные паркинги и т.д.
Следующей задачей будет подготовка личного состава, над которым мы будем работать с сентября 2011 по март 2012 года - а это и приобретение форменной одежды, навыков ручного управления, общения на иностранном языке. Остальные задачи - без конкретных сроков, работа по ним идет постоянно.
Расскажите более подробно о подготовке личного состава к ЧЕ.
- Евро-2012 мобилизует весь личный состав ГАИ. Ежедневно на безопасность чемпионата будет работать около 10 тысяч сотрудников. Задействуем специалистов не только в принимающих городах, но и в областях, которыми будут проложены маршруты следования гостей турнира. Также мобилизуем специалистов из соседних областей, а за месяц до начала чемпионата вызовем их в города-хозяева для адаптации на местах.
С сопровождением делегаций, команд, проблем не возникнет - в принимающих городах опытный личный состав. Маршруты будут апробированы, недостатки - ликвидируем. Схемы работы, график дежурства четко распишем по дням. Проверим подвижной состав, который задействуем на Евро, отберем опытнейших и самых дисциплинированных водителей.
А перед самым чемпионатом проведем подробный внутренний инструктаж - научим помогать гостям, советовать оптимальные пути к еврообьектам, общественный транспорт и т.д.
Реакцию на случай чрезвычайных ситуаций мы также предусмотрим. В соседних областях на дни матчей мобилизуем подразделения, которые при необходимости будут подтянуты в кратчайшие сроки. Основную работу по подготовке личного состава начнем в начале 2012 года и завершим до марта.
Как проходит подготовка сотрудников к общению с иностранцами?
- Интенсивную подготовку по английскому языку на курсах мы начнем с осени. Отдельные области уже над этим работают. А с сентября поставим перед руководителям подразделений задачу активизировать работу. Сейчас завершается работа над специальным разговорником для представителей ГАИ, в которых будут все фразы, необходимые для общения в нашей профессии. Кроме того, в помощь специалистам мы также планируем привлечь волонтеров, которые будут и очередным частям и патрулям помогать общаться с иностранцами во время турнира.
Одним из требований является выделение отдельных полос для общественного транспорта к Евро. Будет ли оно выполнена?
- Да, хотя и не без осложнений. Там где ширина дороги позволяет выделить отдельную полосу - сделаем их стационарными, где проезжая часть узкая - организуем "мобильные" полосы Евро.
Последние, обустроим непосредственно на время турнира. В ручном режиме освободим крайние правые полосы для движения общественного транспорта - соответствующими знаками запретим на них парковаться, а на перекрестках будут работать регулировщики.
В Донецке и Киеве полосы Евро уже выделены. Однако возникла проблема - водители паркуют на них свои авто. Поэтому мы планируем внести изменения в административный кодекс, чтобы ужесточить наказание за такие нарушения, вплоть до изъятия водительских прав.
Как быть с заторами, которые особенно актуальны для столицы? Не будут наши гости стоять в пробках?
- Этому вопросу мы уделяем особое внимание. На время турнира в каждом городе создадим мобильные группы, которые будут бороться с заторами на дорогах. В них войдут сотрудники ГАИ, эвакуатор, ремонтные службы и, возможно, представители страховых компаний. Разместим группу так, чтобы к месту ДТП группа добиралась менее чем за 10 минут.
Кроме того, пробок поможет избежать еще одно новшество - закон о европротоколах, который вступает в силу в сентябре. Он позволит водителям самим оформлять ДТП, не дожидаясь приезда ГАИ, если нет травмированных, погибших людей, все участники застрахованы и согласны с причиной аварии.
Данная практика давно используется в странах Европы и поможет избежать заторов на украинских дорогах.