Испанский связной представляет интервью президента УЕФА Мишеля Платини.
Кажется, он ничуть не постарел с тех пор, когда играл в футбол. Вот сними с него пиджак, и Мишель Платини, кажется, выбежит на поле, привычно жонглируя мячом... Будучи главным европейским чиновником от футбола, он не утратил своего заразительного смеха и чувства юмора. Даже в своем очень официальном кабинете в швейцарском Ньоне.
- Мы хотели задать первый вопрос о Жозе Моуриньо...
- Конечно, я понимаю. Вперед. Мне очень нравится Моуриньо. Можно сказать, что я привязан к нему.
- Вы привязаны к нему как к газетному персонажу или как к тренеру?
- К обоим. Он нравится мне как человек. И как персонаж, и как тренер. Но это не значит, что УЕФА готов пойти на уступки в том, что касается его дисциплинарных нарушений. Моя привязанность и санкции УЕФА – это разные вещи. Они не соприкасаются. Если он позволяет себе говорить глупости, то им занимается Дисциплинарный комитет. Он подал апелляцию, решение по которой еще не вынесено, но независимо от решения комитета, он мне все равно будет симпатичен. Знаете, когда я играл в футбол, то был дружен со многими судьями, но они все равно предъявляли мне желтые карточки (смеется). Мне папа тоже в детстве спуску не давал за проделки, но это не значит, что он перестал меня любить.
- Странно, что Моуриньо вынесли пятиматчевую дисквалификацию, но вы так долго рассматривали это дело.
- В этом вопросе все решает Дисциплинарный комитет, а он у нас полностью независим. Президент УЕФА ничего там не решает. Я не могу заставить их изменить свое решение. Тем более, я отлично знаю, что напишете вы или другие газеты – Платини вмешался, мол (смеется). Это в корне неверно. Я не занимаюсь ни дисциплинарными делами, ни арбитрами.
- Возможно ли, что Моуриньо думает, что УЕФА имеет что-то против лично него?
- Я вам искренне говорю, что мне нравится Моуриньо. Тем не менее он наказан. УЕФА – абсолютно нейтральная организация, мы всех уважаем и ко всем относимся одинаково. Дисциплинарный комитет наказывает человека, кем бы он ни был. Они не смотрят на имена и титулы. Арбитры не относятся к Барселоне благосклоннее, чем к Реалу, Ювентусу или Милану.
- Мадридский Реал, лучшая команда XX века, за последние три сезона выиграл только Копа дель Рей. Почему?
- Почему? Вы спрашиваете меня почему? Почему Реал не преуспевает (смеется, Платини пародирует пресс-конференцию Жозе Моуриньо, когда тот множество раз подряд вопрошал "Почему?")? Потому что тяжело делать команду только из галактикос. Это хорошо для шоу, но не для того, чтобы выигрывать титулы. Они отлично играют индивидуально, но в команде должны быть как звезды, так и хорошие, трудолюбивые футболисты. Ну, и нелегко манипулировать составом, когда идет смена поколений.
- Испанский футбол теперь диктует свою моду?
- У них есть желание играть в футбол, это главное. Иногда команда играет хорошо, но не может набрать очков. Испанский футбол через его клубы, играющие в еврокубках, через вашу Ла Лигу, через национальную сборную демонстрирует всем нам великолепный футбольный спектакль. Футбольная культура Испании должна стать примером для всех остальных. Они не всегда побеждали, даже когда хорошо играли, но в футболе есть свое правосудие и своя логика. Теперь вы торжествуете, и это прекрасно.
- Ваш друг по Юве Збигнев Бонек сказал в интервью, что Барса это вообще другой вид спорта. Как прокомментируете?
- Барса играет в футбол. Это, скорее, у всех остальных другой вид спорта, но только не у нее. Эта команда обладает выдающейся футбольной культурой. Все остальные должны играть как Барса и как сборная Испании, а не наоборот.
- Месси величайший игрок в истории?
- Он самый великий в своем поколении. Такой, какими для своего времени были Ди Стефано, Круифф, Марадона... У каждого поколения есть свой лучший игрок, и мне не нравится их сравнивать, они принадлежат разному времени. Месси – фантастический футболист, но Криштиану Роналду тоже. Испании везет. Вы наслаждаетесь игрой двух лучших футболистов мира, и при всех прочих данные футболисты совершенно друг на друга не похожи.
- Вы сказали, что присудили бы Золотой мяч Хави...
- Да. Потому что чемпионом мира стала Испания, а не Аргентина. И лучшим тренером мира должен был стать Висенте дель Боске. Но это мое субъективное мнение. Я так думаю, потому что призы давались по итогам года, в котором проводился Кубок мира, и, наверное, было бы справедливо отталкиваться от этого соревнования. Я совершенно убежден в том, что Месси лучший игрок мира, но мне кажется не совсем нормальным, что Испания выигрывает мундиаль, но не получает ни Золотой мяч, ни премию лучшему тренеру.
- Черные букмекеры, расизм, допинг, подделка паспортов несовершеннолетних... Вы не хотите изобрести спортивную полицию?
- Уже боремся со всеми этими проблемами, и всегда будем бороться. Но тут замешаны слишком разные вещи. Расизм или насилие – это влияние внешних факторов на футбол. Существуют индивиды, которые ходят на трибуны только по причине политического подтекста. Есть факторы, касающиеся непосредственно самой игры – незаконные ставки, например. Это затрагивает футболистов, лично меня... да всех.
- Вы знаете, что больше половины испанских клубов из Примеры и Сегунды не могут рассчитаться с долгами?
- Да, мы знаем ситуацию испанских клубов, и она не является простой. И я занимаю свою должность в том числе и потому, что должен разбираться с такими делами. Мы должны им помочь – в соответствии с правилами, которые касаются европейских футбольных соревнований. Мы обязаны ввести закон финансового fair play, иначе испанские, итальянские, английские клубы будут исчезать. Причем, это касается не только маленьких команд, но и по-настоящему больших клубов. Мы будет работать с ними, и окажем всяческую помощь. Те же, кто не уважает наши законы, будут исключены из европейских соревнований.
- Можно ли установить потолок заработной платы? Или сделать так, чтобы все клубы одного дивизиона получали одинаковые доходы при распределении телевизионных прав?
- С финансовым fair play, думаю, нам удастся уравнять права клубов при распределении доходов от продаж телевизионных прав. Я не могу установить потолок заработной платы Месси, и сделать его доходы равными заработной плате Рафаэля Варана. Но при новом финансовом регламенте клубы должны будут более осторожно относиться к тратам.
- Почему УЕФА и ФИФА не хотят использовать в футболе технические нововведения? Или "Руки Бога" никогда не существовало?
- Потому что, по моему мнению, введение технологий не является чем-то положительным для футбола. Никто не хочет этих нововведений в нашем виде спорта, включая президента ФИФА. Мы ввели дополнительных арбитров, это огромная помощь и подспорье бригаде на поле. Вот они бы точно разглядели руку Марадоны (смеется). В течение ста лет футбольным матчем управлял один человек – главный арбитр. Это было бы невозможно, если б все было так плохо. С двумя дополнительными арбитрами ошибок стало гораздо меньше. У нас есть тридцать камер, которые фиксируют ошибки. В минувшей Лиге чемпионов главные судьи трижды или четырежды принимали неправильные решения, и дополнительные арбитры исправляли ошибки. В штрафной площади уже нет симуляций, потому что футболисты знают, что рядом находится дополнительный арбитр, который контролирует ситуацию и все видит. Мы довольны и не нуждаемся в технологиях.