Грозный – как министр МЧС

Лучший, по мнению «Футбольного клуба», тренер 3-го тура Премьер-лиги Вячеслав Грозный – о разведке боем в Ужгороде и о том, почему он не кричит у кромки поля.

Что значит тренерская харизма! Когда в начале июля Говерла проводила первый спарринг межсезонья со словацким Земплином, на стадион Авангард пришло 2 500 зрителей – подозреваю, что главным образом для того, чтобы увидеть на тренерском мостике нового рулевого ужгородцев Вячеслава Грозного. А ведь в минувшем чемпионате далеко не каждый официальный поединок Говерлы мог похвастать такой аудиторией.

Дальше – больше. После того, как закарпатцы дали бой на выезде самому Шахтеру, в домашнем матче второго тура с еще одним грандом – Динамо – за них болели больше 10-ти тысяч поклонников – рекордный для Ужгорода показатель.

– Через клубную пресс-службу я обратился к болельщикам со всей области, чтобы приехали поддержать Говерлу, – говорит Вячеслав Грозный. – И, думаю, наша ко­манда не разочаровала публику. Досадно только, что из-за слабой реализации голевых моментов мы не разжились очками.

РАБОТАЛ БЕЗ КОНТРАКТА. И НИЧЕГО, ВСЕ ДОВОЛЬНЫ

– Вспоминается наша с вами первая беседа, состоявшаяся в середине июня, когда вы сказали, что если не почувствуете поддержки руководства в решении важных оргвопросов, то в Ужгороде не останетесь. Поскольку вы в данный момент возглавляете Говерлу, можно предположить, что общий язык найти удалось...
– Отвечу так: мы обменялись рукопожатием с владельцем клуба Нестором Шуфричем, и я с его помощью постараюсь сделать все, чтобы в Ужгороде была боеспособная команда, а не футболисты-лифтеры, курсирующие из первой лиги в высшую, а затем – в обратном направлении. Только не спрашивайте, на сколько лет я связал свою судьбу с Говерлой. В Запорожье, например, я работал вообще без контракта – и ничего, все были довольны.

– Но ведь может случиться так, что неожиданно вам поступит предложение, от которого, как говорится, невозможно отказаться...

– Думаю, и в этом случае мы с Нестором Ивановичем найдем выход. Меня сейчас больше беспокоит другое: нужно начинать подготовку к очередному поединку – с запорожским Металлургом, а тренироваться, по сути, негде. Имеющееся на Авангарде запасное поле вот-вот придет в негодность, и тогда мы вообще можем оказаться у разбитого корыта.

Вот почему соответствующим областным организациям нужно срочно позаботиться о строительстве центра подготовки ФК Говерла, где нашлось бы место для тренировок основного и молодежного составов, а также воспитанников академии, открыть которую – веление времени. Убежден, этот центр быстро бы себя окупил, ведь здесь могли бы проводить сборы команды из других областей, как это было еще при Союзе.

Тем более нам есть с кого брать пример. Недавно мы вернулись из Дебрецена, где есть огромный спорткомплекс: к услугам занимающихся команд – 15 футбольных полей, из которых четыре – с искусственным покрытием.

– Однако, согласитесь, для строительства такого центра нужны годы. Вы согласны столько ждать и одновременно работать?

– Скажем так, пока что я со своими помощниками провожу разведку. Только ближе к концу первой части сезона окончательно определимся, что нам делать дальше. Пока приходится мириться с тем, что Говерла может рассчитывать лишь на свободных агентов или арендованных игроков.

– О каком из несостоявшихся переходов вы сейчас больше всего жалеете?

– Не сыпьте мне соль на раны (улыбается). Тем более что исполнители, о которых идет речь, уже трудоустроились в более богатых клубах. Мы, разумеется, держим руку на пульсе трансферной кампании – пока что в нашей заявке лишь 19 футболистов, из которых трое – вратари. Так что до закрытия трансферного окна собираемся укрепиться еще пятью-шестью квалифицированными новичками. Ошибиться в выборе уже не имеем права!

– Говерла провела три матча. Если бы была возможность сыграть эти встречи по-новому, то что бы изменили?
– Ничего бы не менял, раз­ве что попросил бы Боженьку помочь нам с реализацией голевых моментов. Ведь даже в матчах с грандами – Шахтером и Динамо – мы их создали немало.

– Поскольку в последней игре Говерла уверенно победила в Симферополе, то можно сказать, что ваши подопечные хорошо поработали над исправлением ошибок.
– В этом матче шла борьба за шесть очков. Мы решили персонально сыграть против Назаренко, который может и сам забить, и острый пас от­дать. За исключением одного эпизода, наш Райчевич спра­вился с заданием. В реализации же своих возможностей мы на этот раз преуспели.

– Избрание капитана команды – это ваша прерогатива?

– Да, поскольку мне нужно, чтобы капитан был настоящим лидером и на поле, и вне его. Лисицкий – именно такой.

МЕНЯ ПРИГЛАШАЮТ, ПОТОМУ ЧТО Я СИЛЬНЫЙ

– Почему у края технической зоны часто находится ваш помощник Алексей Величко, и указания игрокам дает он, а не вы?

– Все объясняется просто. Сам я очень люблю подсказывать подопечным со скамейки запасных, но, как вы понимаете, для этого надо кричать, поэтому голос у меня часто садится. Именно в таких случаях приходится передавать указания через Величко.

– Вы всегда славились талантом рассмотреть в молодом футболисте будущую звезду. Так было в свое время с Олегом Гусевым и многими другими. Однако за Говерлу выступают преимущественно опытные футболисты, лучшие времена которых уже позади. Как вам удается достучаться до них, найти мотивацию?

– Поверьте, стимул можно найти для каждого футболиста, было бы желание. В частности, Езерский рвется в бой, потому что хочет сыграть юбилейный, 300-й матч в элите. Сейчас их у него 295.

К каждому футболисту нужно находить подход, и очень важно убедить исполнителя, что он необходим Говерле. Если говорить откровенно, мне очень интересно работать в Ужгороде, ибо я вижу прогресс игроков.

– Свой очередной день рождения вы отпраздновали уже в роли рулевого Говерлы. Если не секрет, что вам подарили подопечные?
– Старинную икону, и я верю, что она будет помогать нам побеждать.

– А как относитесь к суевериям?

– Как и у любого другого тренера, они у меня есть. На следующий матч, который предстоит играть с запорожским Металлургом, я обязательно надену ту самую рубашку, в которой был в Симферополе, когда побеждали Таврию.

– С каким девизом идете по жизни?

– Не сдавайся, пока у тебя есть хотя бы еще одна попытка! Этому же учу и своих подопечных: чтобы они соперника уважали, но не боялись. Любой матч, даже с чемпионом, начинается при счете 0:0.

– Вы не задумывались, почему после чрезвычайно успешного периода работы в московском Спартаке вас приглашают преимущественно в команды, которые нужно спасать?
– Хороший вопрос. Действительно, в свое время мне предложили возглавить Днепр, в котором остались только Багмут и травмированный Горилый на костылях. Но ничего, выдюжили. Сложно было в Запорожье с Металлургом и в Грозном с Тереком.

А спасать меня приглашают потому, что я сильный. Вот Нестор Иванович Шуфрич раньше тоже был министром чрезвычайных ситуаций. Я – из такой же категории людей. Убежден, что общими усилиями в Говерле мы наведем порядок.

Газета Команда