Французские записки Евгения Ренева
Подбирать фотографию для этого материала долго не пришлось. Дело в том, что относительно недавно мне удалось ознакомиться с оригинальной рекламой мотовездеходов Honda. В ней идет речь о том, что квадроциклы Honda - это настоящий дикий зверь, которого можно оседлать. В рекламе мотовездеход представлен в виде льва, на спине которого восседает человек, крепко ухватившись руками за загривок животного. Аналогичную картину можно было наблюдать и в ответном матче плей-офф Лиги Европы, в котором футболисты "Металлиста" по всем статьям переиграли "львят" (этот зверь красуется на эмблеме нашего соперника). Но обо всем по порядку.
В среду утром харьковчане отправились во Францию. Полет занял немногим более трех часов, после чего самолет с делегацией клуба на борту приземлился в "EuroAirport". Эти воздушные ворота обслуживают сразу несколько городов: швейцарский Базель, французский Мюльхаус и немецкий Фрайбург. Журналистский десант высадился в Сошо, а вот футболисты, тренеры и персонал клуба поселились в городке Белфор, расположенном в 15 километрах от стадиона (примерно такое же расстояние "желто-синие" преодолевают по пути с базы на "Мetalist Stadium"). Причина банальна – единственная на весь Сошо трехзвездочная гостиница была оккупирована представителями СМИ, а о более комфортных условиях проживания здесь речь вообще не шла. Население городка составляет около пяти тысяч, и практически все они трудятся на заводе PSA Peugeot Citroen, основанном в 1912 году.
Главной достопримечательностью Сошо является музей Пежо. Входной билет обойдется желающим в 8 евро, после чего Вашему вниманию будут представлены 5 выставочных залов, где показана история концерна начиная с выпуска компанией различной металлической утвари для хозяйства. Заканчивается выставка залом, посвященным инновационным разработкам компании. Если Вы не испытываете тяги к автомобилям, то еще одним фактором, способным заманить Вас во французскую глухомань, может стать именно футбол.
"Сошо" по итогам прошлого сезона занял пятое место в Ligue 1, что позволило клубу попытать свое еврокубковое счастье. На евроарену "львята" возвратились спустя четыре года – последний раз они сражались с греческим "Паниониосом" осенью 2007 года (домашнее поражение 0:2 заставило их покинуть турнир уже после 1-го основного раунда КУЕФА). Что интересно, домашняя арена "Сошо" расположена в... Монбельяре. Монбельяр с населением около 27 тыс. человек – это город-сосед Сошо. Оба населенных пункта находятся в такой близости друг от друга, что часть цехов автомобильного завода расположена в Сошо, а другая половина завода, как и местный стадион, по документам относятся к Монбельяру. Таким образом, Сошо стал восточным пригородом или даже частью Монбельяра, почему их часто так и называют – Сошо-Монбельяр. Суммарное количество жителей двух городов равняется 30 тысячам, когда стадион рассчитан на 20 005 мест. Это и сказывается на посещаемости стадиона, на котором редко бывают аншлаги. Несмотря на то, что практически все городские машины представляют именно отечественный автопром, большинство горожан задействованы в работе на PSA Peugeot Citroen, а одной из главных достопримечательностей Сошо и Монбельяра является музей марки Peugeot, "заводскую" команду здесь поддерживать не принято. В четверг стадион не был заполнен даже наполовину, а информацию о предстоящей игре Лиги Европы невозможно было найти ни в городе, ни на подходе к стадиону.
Местные журналисты пытаются обходить стороной болельщицкую тему, зато с радостью поведают Вам об успехах футбольной академии. Годовой бюджет академии составляет 3,5 миллиона евро, что равняется примерно двухмесячному жалованью Самуэля Это'о в "Анжи". Лишь за последнее время школа дала европейскому футболу Жереми Менеза, Мевлюта Эрдинга, Риада Будебуза и Марвина Мартена. За трансфер Эрдинга ПСЖ заплатил сошольенцам 9 миллионов евро, что дает возможность говорить о правильности выбранного вектора развития. Не остается без внимания и стадион имени Огюста Бонали – в 2000-м году домашняя арена была реконструирована, что позволило Сошо 22 июля того же года принять игру за Суперкубок Франции (о чем говорится в памятной табличке, закрепленной на стене стадиона).
Для полноценного изучения города журналисту "Террикона" понадобилось полдня, после чего пресс-атташе французского коллектива посоветовал следующий день командировки посвятить поездке в близлежащий населенный пункт. Таковым стал швейцарский Базель. Честно говоря, как-то непривычно осознавать, что дорога в третий по населению город Швейцарии занимает менее одного часа - между странами Евросоюза нет никаких таможенных и пограничных постов, поэтому наш поезд набирал приличную скорость, не замечая никаких границ. В стране банков, часов, сыра и шоколада мы провели целый день, после чего отправились на сам футбольный матч...
За час до игры на улицах Сошо-Монбельяра не увидишь болельщиков, бурными потоками стекающихся к стадиону своим ходом. Здесь поступают несколько иначе: горожане, несмотря на скромные размеры города, предпочитают добираться до футбольной арены на автомобилях. Это обстоятельство не дает возможности людям закусить холодненькую водочку хрустящим малосольным огурцом, зато игра на трезвую голову смотрится куда интереснее. Правда, самой игры в исполнении местной команды мы так и не увидели. Уже после 10-ти минут матча исход противостояния был предрешен – два пропущенных мяча в дебюте встречи не могли не сказаться на психологическом состоянии "львят". Как и говорил автор этих строк в своих предматчевых зарисовках, нулевка в Харькове располагала положительным оттенком. Дома французы не имели права играть от обороны, что и развязало руки и ноги атакующим футболистам "Металлиста". Сошольенцы хотели порадовать своих болельщиков голом, а пропустили сразу два. Сначала Соса открыл счет точным и сильным ударом с угла штрафной, а вскоре и Кристальдо, воспользовавшись ошибкой Перкиса, "расстрелял" Ришера. Все это классно сочеталось с игрой в обороне: "металлисты" играли плотно, заставляя соперника топтаться вокруг штрафной площади. С ударами по воротам у подопечных Баздаревича ничего не получалось, когда практически каждая атака "Металлиста" несла голевую угрозу.
Ребята Маркевича переиграли соперника по всем статьям. Особенно это касается второй половины матча, когда харьковчане делали все, что хотели, на половине поля "Сошо". Показательным стал четвертый гол, который на свой счет записал Тайсон. Бразилец, после перерыва сменивший Фининьо, получил мяч в центре поля, протянул его к воротам, обыгрывая один за одним футболистов соперника, и неотразимо пробил в дальний угол. Такие мячи и демонстрируют полное превосходство над соперником, как это было в нашей встрече. Игра напоминала фильм "Зеленая миля", где речь идет о тюремном блоке для смертников. Блок прозвали "Зелёная миля" по аналогии с "Последней милей", которую проходит приговорённый в последний раз. А зелёная — потому что полы в блоке были застелены светло-зелёным линолеумом. Общая площадь поля на стадионе имени Огюста Бонали составляет примерно 4,5 зеленых мили, по которым и отбегали 90 минут заранее приговоренные сошольенцы. Обыграть харьковчан в этот вечер им было не по силам – беспомощность команды ярко иллюстрировала неуверенная и хаотичная игра Модибо Майга, лидера атак французов. Харьков по праву шагает в европейскую футбольную осень, и громкие аплодисменты со стороны болельщиков "Сошо" стали наиболее логичным тому подтверждением.
Автор выражает благодарность ФК "Металлист" за помощь при подготовке материала
Евгений Ренев, "Террикон" из Сошо