Во время открытой тренировки Шахтера на Донбасс Арене президент горняков Ринат Ахметов ответил на вопросы представителей СМИ.
– Ринат Леонидович, у Шахтера много новичков. Как вы думаете, они смогут заменить ушедших лидеров команды Фернандиньо и Мхитаряна?– Начнем с Фернандиньо. Он был очень важным игроком для нашей команды, и, конечно, я хотел оставить его в Шахтере. У меня с ним состоялся разговор, и я сказал: Даже если предложат 50 миллионов евро, я бы хотел, чтобы ты остался в Шахтере. Но я должен услышать твое сердце. Что ты хочешь? Где ты себя видишь завтра? Он ответил: Президент, я хотел бы все-таки попробовать свои силы в английской Премьер-лиге. Он считал, что, если будет играть за Манчестер Сити, у него будет шанс попасть на чемпионат мира в 2014 году. И есть пять причин, по которым я пошел на этот шаг – отпустить Фернандиньо.
Первая причина – имидж клуба. Сегодня вся Европа знает, что Шахтер очень дорого покупает и очень дорого продает. Сегодня вся Европа знает, что те, кто хочет играть в Реале, Барселоне, лучших клубах Европы и мира, должны прийти в Шахтер, отдать все свои силы нашей команде, а потом они наверняка получат предложение от лучших клубов Европы. Поэтому, если говорить об имидже клуба, я считаю, что мы выиграли.
Вторая составляющая – это мораль. Фернандиньо восемь лет в Шахтере, отдавал все свои силы нашему клубу. Я ему за это искренне признателен, искренне благодарен и, мне кажется, он не заслужил того, чтобы силой держать его здесь. Это не та дорога, по которой идет Шахтер. С моральной точки зрения мы поступили благородно по отношению к футболисту. Потому что при встрече один на один я сказал: Ферна, давай договоримся так: пока цифра будет меньше 40 миллионов евро, то ты ко мне не приходишь. Но когда цена будет составлять 40 миллионов евро, я тебе обещаю, что вступлю в переговоры. Когда я услышал цифру в 40 миллионов евро, даже не стал дальше ни о чем размышлять. Я сказал, что Шахтер согласен, но дайте хороший контракт для Фернандиньо – такой контракт, который сделал бы его счастливым финансово. Поэтому с моральной точки зрения я считаю, что мы поступили благородно по отношению к футболисту. Но это улица с двусторонним движением: Ферна поступил благородно по отношению к Шахтеру, Шахтер поступил благородно по отношению к Фернандиньо.
Третье – финансовая составляющая. Она очень важна, потому что Шахтер получил 40 миллионов евро. Для любого клуба это большие деньги. Четвертое – всех волнует спортивная составляющая, это то, с чего вы начали. Я могу сказать всем нашим болельщикам: Шахтер идет только вперед! И я убежден, что Шахтер будет сильнее. Но для этого всем нам нужно набраться терпения. И пятое – результат: результат у нас будет лучше, чем был. Это пять причин, по которым я принял решение отпустить Фернандиньо. Что касается замен, то вы знаете прекрасно, что это опытные игроки. Но я могу по-другому сформулировать. В летнее межсезонье Шахтер продал за 40 миллионов евро Фернандиньо и за 27,5 миллиона евро Мхитаряна. Давайте посмотрим, какими эти трансферы будут через два года. Сколько уже Манчестер Сити сможет выручить за Фернандиньо – это опытный игрок, который принесет, образно говоря, результат команде. Мы уже потратили – я еще до конца не посчитал, но, думаю, где-то в районе 50 миллионов евро. И еще намерены потратить!
Но мы не просто хотим избавиться от денег, мы хотим усилить команду. Я думаю, что мы, может быть, еще потратим 25 или 30. Но я убежден, что через 2-3 года, если команда будет хорошо выступать, игроки, которых мы купили, будут стоить 120, 150, а может быть, и 200 миллионов евро. А это значит, мы и играть будем на такую цифру! Я убежден, что трансферы, которые мы осуществили, – это трансферы будущего, трансферы, которые сделают Шахтер сильнее. А остальное игра покажет. И во всем этом очень важна еще и такая составляющая, как удача. Чтобы удачно все адаптировались, удачно вписались в игру нашей команды, удачно обошлось без травм, чтобы команда удачно выступала как в Лиге чемпионов, так и в национальном чемпионате. Потому что будут победы. Эти победы сделают сильнее и игроков, и команду. И я убежден, что мы будем идти только по той дороге, которая будет Шахтер делать сильнее. Поэтому я могу сказать всем болельщикам: Шахтер будет сильнее. Но нужно всем нам терпение.
– Вы сказали, что еще можете потратить 25–30 миллионов. Похоже, этот игрок – нападающий сборной Бразилии Бернард?
– Мы приобрели очень сильных игроков. Мы купили молодых футболистов. А в чем была проблема? Не было Тейшейры! И когда он появился в матче за Суперкубок, мне кажется, мы все увидели совсем другой Шахтер. То есть это важный игрок для нас. Не было Илсиньо, не было Эдуардо, которые еще травмированы. И вся нагрузка легла на молодых футболистов, вы же видели, что нам даже некем было усилить игру команды. Сейчас Эдуардо начнет в общей группе тренироваться, надеемся, что и Илсиньо скоро будет заниматься в общей группе. Рассчитываем, что молодые футболисты, которых мы купили, приобретут опыт. Мы уже видели, как Фред внес огромный вклад в победу в Суперкубке. То есть мы идем по этой дороге. Думаю, мы увидим, что нам конкретно нужно, и объявим это. Когда мы с кем-то договоримся, вы узнаете первыми. А пока мы в переговорном процессе, более того – мы еще рассуждаем, что нужно, а что нет. Мы в поисках окончательного решения. Скауты уже свою работу сделали, сейчас Луческу должен посмотреть на всех новичков: кто быстро адаптируется, кто чуть медленнее. После этого у нас с Мистером будет окончательный разговор, и мы примем решение: кто нам нужен для усиления в Лиге чемпионов.
– Это касается только атакующей позиции или защитной тоже?
– Все может быть. Трансферный период еще продолжается, все может быть. Дай Бог, чтобы не было травмированных и нам срочно, в пожарном порядке, не пришлось искать игрока на какую-то позицию. Может быть, кто-то наоборот сейчас проявит такие лидерские качества, что мы скажем: вы знаете, Шахтер еще вчера в чем-то нуждался, а сегодня не нуждается, потому что мы хотим, чтобы эти лидерские качества кого-то подстегнули, и это то, что нам нужно. Вы помните, когда ушел Матузалем, Фернандиньо и Жадсон стали лидерами команды. Сегодня того же мы ждем от Адриано, Тейшейры, Дугласа, Тайсона. Это опытные игроки. С одной стороны – они молодые, но они уже имеют колоссальный опыт. Поэтому мы рассчитываем, что они станут другими. И те, которые пришли, тоже начнут очень быстро адаптироваться и принесут большую пользу нашей команде.
– Ринат Леонидович, приобретения, возможно, еще будут. А потерь не будет этим летом? Никто не уйдет в аренду? Не будет ли кто-то продан?
– Вы знаете, продавать мы уже никого не будем. А что касается аренды... Все зависит от приобретений. Все футболисты должны играть. Но те, кого мы купили, однозначно останутся в Шахтере. Те, кто нам нужен для усиления, останутся.
– Будет ли как-то скорректирована цель на Лигу чемпионов в связи с потерей Фернандиньо и Мхитаряна?
– Вы знаете, когда я говорю о Лиге чемпионов, о том, что мы хотим победить, – это не значит, что мы в этом году победим. Послушайте, если бы мы оставили Фернандиньо и Мхитаряна, это не значит, что мы бы достигли цели. Мы должны работать на эту цель! А будет это год, два, пять, десять... Когда есть к чему стремиться, мы каждый раз обязаны становиться сильнее. Но это не говорит о том, что мы в этом году должны выиграть Лигу чемпионов. Знаете, о чем я мечтаю? Вот мы вышли в 1/8 финала Лиги чемпионов, а там проиграли Боруссии – критика. Отлично! Дай Бог, в полуфинал выйдем, и нас будут критиковать. Отлично! Когда мы ставим перед собой амбициозные цели...
Вы же прекрасно помните, когда мы поставили цель выиграть Кубок УЕФА. Это же не значит, что мы сказали: Хотим выиграть Кубок УЕФА, а в следующем году выиграли. Нет, такого не было. Мы семь лет терпели, семь лет ждали. Но выиграли! Потому что мы вместе жили этой целью. И на эту цель мы работали 24 часа в сутки. И я могу сказать: то, что игроки ушли, – это шаг к победе. Объясню почему. Если бы они остались здесь – какой климат был бы в раздевалке? Если бы они были несчастны в Шахтере. Знаете, когда дают 40 миллионов евро, а ты не отпускаешь и силой держишь футболиста, которому 28 лет, который много сделал для клуба, который, по большому-то счету, заслужил благородного отношения к себе... Потому что каждый же на себя эту футболку померяет! Если мы плохо отнесемся к Фернандиньо – значит, каждый подумает, что мы точно так же отнесемся и к нему. Я хочу сказать, что эти трансферы сделали Шахтер сильнее. С точки зрения имиджа, морали и со спортивной точки зрения. И как результат – я убежден, что мы будем сильнее.
– Удастся ли сохранить Алекса? У него контракт заканчивается через полтора года...
– Вы плохо следите за контрактами. У него другой контракт.
– Он уже переподписал?
– Нет, во-первых, у него не полтора года – по его контракту оставалось еще три года. Мы уже не раз его переподписывали. Это первое. Но я думаю, что мы подпишем новый контракт. Я могу сказать, что сегодня это очень важные игроки для нас. Думаю, вы все увидели, что в Одессе уже был другой Шахтер – быстрые, комбинационные атаки... Это тот Шахтер, который будет только прогрессировать. Нужно иметь терпение. А если бы мы оставили игроков, это не значит, что мы стали бы сильнее.
– А вас не расстроило то, как ушел Генрих Мхитарян?
– Нет, я уважаю его решение. Это его выбор. Мне кажется, лучше задать правильный вопрос ему. Он еще молодой парень – если он сам себя расстроил, то может быть... По большому-то счету, у Шахтера была очень простая ситуация. Мы уже опытные. Вы помните ситуацию с Илсиньо? Когда-то была ситуация и с Матузалемом... С Мхитаряном мы подписывали контракт: если вдруг Генрих посчитает нужным его расторгнуть, он имеет на это право и должен заплатить клубу отступные – 30 миллионов долларов. У него такое право было. Мы уважаем контракт. В случае Мхитаряна не было такого пункта, как с Виллианом или Фернандиньо. У Виллиана была сумма отступных 35 миллионов евро, у Фернандиньо – 50 миллионов евро... А если Генрих желает расторгнуть контракт, пожалуйста, заплатите клубу 30 миллионов долларов и дальше уже продавайте себя хоть за 130 миллионов. Это ваше право, ваш выбор. Мы уважаем контракт, который ФК Шахтер подписывает. Если хотите, чтобы клуб продавал, тогда у нас есть право продавать, не продавать или поставить другую цифру. Может быть, неправильно объяснили вначале – адвокаты Генриха или еще кто-то. В любом случае, он молодец, что вчера все-таки набрался сил и мужества, поблагодарил клуб, игроков, Луческу и болельщиков. Мне кажется, Шахтер много сделал для Генриха, а Генрих много сделал для Шахтера. Поэтому мы будем вспоминать то хорошее, что он сделал для Шахтера.
– В последнее время покупались фактически только бразильцы. И теперь – приход Факундо Феррейры. Как вы думаете, аргентинец сможет адаптироваться в этой бразильской диаспоре?
– Вы знаете, мы ждем голов, как он сказал. Он же четко сказал: Ждите от меня голов. Мы прекрасно знаем, что аргентинские футболисты – это очень сильные игроки. У Факундо хорошая характеристика. Наши скауты рекомендовали купить именно его. У нас тоже был большой выбор, но все они сфокусировали свое внимание именно на этом футболисте. Мы долго проводили дискуссию с Луческу и остановились на Феррейре. А за то, что он знает, что в Шахтере много бразильцев, и идет сюда, первый аргентинец, – ему только аплодисменты! Это говорит о том, что у него есть характер, он верит в свои силы и в то, что принесет пользу Шахтеру. И мы на это рассчитываем. Хочу сказать, что нам нужно терпение. Будем ждать.
– Ринат Леонидович, вы усилились, Динамо усилилось. На ваш взгляд, этот чемпионат будет интересней с точки зрения борьбы за первое место?
– Я убежден, что каждый чемпионат становится все сильнее и сильнее. Я очень хочу выиграть этот чемпионат. Прошлый мы уже выиграли. И я тоже очень сильно хотел его выиграть. А сейчас хочу победить именно в этом чемпионате. Он будет сложным, очень интересным. Мне кажется, будет много интриги. Многие клубы делают солидные инвестиции в покупку хороших футболистов. Но игра покажет. Будем рассчитывать на то, что заслужим новые аплодисменты. И все скажут, что Шахтер сильнее всех. А там время покажет.
– Как вы считаете, будет объединение украинского и российского чемпионатов?
– Вы знаете, я владелец футбольного клуба Шахтер и подчиняюсь правилам, которые примет наша национальная федерация. Я уже говорил об этом. Что такое объединенный чемпионат? С финансовой точки зрения это, наверное, выгодно. С точки зрения зрелищности – выгодно. С точки зрения конкурентоспособности – выгодно. Потому что чемпион и вице-чемпион этого турнира будут претендовать на победу в Лиге чемпионов и Лиге Европы. А насчет того, что нужно для украинского футбола в целом, я хочу послушать каждого украинского болельщика. Как выгодно для украинского футбола, а не для Шахтера, так в Шахтере и поступят! Если украинскому футболу будет выгоден объединенный чемпионат, значит, мы будем подчиняться этим правилам. Поэтому вопрос не ко мне: быть этому турниру или не быть.
– Но вы-то скорее за?
– Я не могу так сказать. Нужна глубокая дискуссия. Сейчас я обозначил плюсы. Надо консолидированно посчитать и минусы. Там, где плюс, всегда есть минус. В жизни тоже так: все взвешивается, и принимается решение. И в результате мы или гордимся этим решением, или стыдимся его. Я хочу этим решением гордиться. Чтобы потом, через 5, 10, 15 лет, не сказали, что Ринат принял решение, выгодное Шахтеру, но невыгодное украинскому футболу, чем его и разрушил. Не хочу попасть в такую историю. Я служу украинскому футболу и хочу, чтоб он шел по ступенькам вверх. Даже если сегодня нам выгодно, а украинскому футболу нет, мы поступим так, как выгодно украинскому футболу. Такова наша позиция. И моя личная. И позиция футбольного клуба Шахтер.
– В Академии Шахтера произошли изменения: вместо голландского специалиста пришел португальский. Перед ним ставятся какие-то конкретные задачи? Допустим, через год-два обязаны появиться в основном составе воспитанники Академии.
– Мы инвестируем в Академию огромные средства. И хотим, чтобы Академия генерировала новых Месси. Допустим, мы скажем, что у нас задача – воспитать Месси. А они его не вырастят. Но вырастят кого-то похожего. Мы скажем, хорошо они сработали или плохо? Какова цель Академии? Увидеть талант, дать ему шанс, воспитать. Чтобы он выходил на этом стадионе под аплодисменты наших болельщиков. Вот чего мы хотим. Но для этого опять надо терпение, время. Мы не можем это решить за один день. Но еще я хочу сказать: очень важно, когда есть спортивные площадки. Не каждый спортсмен может стать великим. Но если мы ребенка убираем от наркотиков, сигарет, выпивки, и он идет по спортивной дороге, убежден, он будет хорошим человеком. А раз он будет хорошим человеком, в той или иной форме будет приносить пользу. Как себе, своей семье, так и нашему городу, региону и стране в целом. Поэтому считаю, что Академия даст результат. Но для этого нужно терпение.
Где бы мы сегодня взяли Ракицкого? Где могли приобрести на трансферном рынке такого игрока. Нет такого футболиста. Для меня нет. Чтоб его не перехвалить! Но я убежден, что на Ярослава это не повлияет. Мы терпим его ошибки, недостатки. Он молодой, ему надо тоже расти, прогрессировать. Но мы знаем и достоинства Ракицкого. Если он до конца реализует свои достоинства, то этому игроку будет аплодировать вся Европа. Но мы этого ждем, и для этого тоже надо иметь терпение. Поэтому мы не говорим: дайте нам Месси. Дайте нам Ракицкого! Как в обороне, как в середине поля, так и в атаке. Тех игроков, которыми будет интересоваться вся Европа.
– Ринат Леонидович, в Барселоне главная команда играет так же, как Академия. Как вы относитесь к этой системе? Шахтер стремится к чему-то подобному?
– Мне кажется, у нас сегодня Академия и главная команда играют одинаково. У них одна и та же философия. Но, прежде всего, мы избрали свой стиль. Понимаете, у Барселоны, может быть, и огромные традиции. И сегодня мы уже тоже можем так сказать! Наша Академия исповедует тот же стиль, что и главная команда. Поэтому мы пригласили португальского специалиста, который играет в такой же футбол. Там хорошие тренеры. И мы тоже связываем с ними большие надежды. Они играют в тот же футбол, что и Шахтер. Тот же стиль. А как все это получается? Нужно иметь время и терпение. Поэтому всем болельщикам хочу сказать: давайте наберемся терпения. И я убежден, что все новые приобретения сделают Шахтер сильней.
– Сегодня Шахтер в обновленной форме. Вам она нравится?
– Внешне выглядит прекрасно. Главное, чтобы под эту форму нам аплодировали все и в ней мы одерживали новые победы.