Ровно 35 лет назад мировая спортивная печать широко комментировала состоявшийся в Аргентине XI футбольный чемпионат планеты. Сборная Голландии, как и за четыре года до того, пробилась в финал, чтобы снова проиграть там хозяевам. Руководимая Менотти аргентинская команда присоединилась к великим, став шестым победителем главного футбольного форума.
В июльские дни 1978-го еженедельник Футбол – Хоккей поместил на своих страницах обзор зарубежной прессы с выдержками из аналитических статей, посвященных турниру. Материал назывался Резюме не будет кратким...Если для предыдущего чемпионата мира, как отмечает Франс футбол, вывод, был ясен – тотальный футбол, то для нынешнего краткого резюме не существует. Впрочем, определенные тенденции подмечены всеми обозревателями, хотя в трактовке самой турнирной ситуации, оценки уровня чемпионата, его итогов с позиций дальнейшего развития футбола единства пока нет.
Футбольный мир, включая Бразилию, обязан поблагодарить тренера аргентинцев Сезара Луиса Менотти, – пишет английская газета Таймс, – человека, который больше, чем кто-либо другой, сделал для того, чтобы этот чемпионат остался в памяти как сражение мастерства, а не жестокости. Газета обращает внимание на любопытную деталь, что в сборной, которую составил Менотти и чей состав ему приходилось усиленно отстаивать, не нашлось места ни одному из игроков клуба Бока Хуниорс, обладателя Кубка южноамериканских чемпионов. Не нашлось потому, что эта команда проповедует сугубо рационалистический, защитный футбол, делает ставку на жестокость в борьбе. Единственный игрок Тарантини был включен в сборную после того, как порвал с Бока Хуниорс. Тренер этого клуба X.К.Лоренсо как раз и возглавлял лагерь тех, кто критиковал новую концепцию сборной, предрекал ей фиаско, требуя, пока не поздно, отказаться от наивных авантюр. Менотти не уступил, и, как подчеркивает Таймс, его сборная играла в атакующем, эмоциональном, устремленном к чужим воротам стиле. На взгляд обозревателя газеты Дейли телеграф Д.Саундерса, на чемпионате аргентинцы верили в атаку, а в противоположность им мощная бразильская сборная словно утратила веру в эту философию игры, флиртовала поначалу с идеей рационального футбола и ясно не показала того, что могла.
Бразилия, которую тренировал армейский капитан, придумавший мудреный термин поливалентный футбол. Голландия без Кройффа и ван Ханегема. ФРГ, проигравшая решающий матч Австрии, уже лишенной турнирной мотивации... Никто из них не был более достоин победы в чемпионате мира-1978, чем Аргентина, за которую играли 25 миллионов соотечественников. Весь турнир прошел в бело-голубых тонах. А дождь из серпантина и конфетти, сопровождавший выход на поле аргентинской сборной и каждый из ее голов, до сих пор смакуют кинохроникеры, пытающиеся проиллюстрировать ауру, которую способен создать двенадцатый игрок.
В газете Дейли экспресс обозреватель Г.Миллер оценивает финал как исключительно эмоциональный, захватывающий матч, но подчеркивает, что эта встреча продемонстрировала особую ценность игроков-лидеров, классных форвардов: Без Кемпеса в этой встрече аргентинцы были бы просто хорошей командой, с ним они стали чемпионами мира. Но и голландцы вновь подтвердили, что наше уважение к их мужеству, воле, разумной дисциплине и внушительному таланту игроков вполне оправданно.
Выступая на страницах аргентинской газеты Кларин, известный итальянский тренер Э.Эррера пишет: В истории футбола были финальные матчи и выше по классу, и занимательнее по интриге. Но этот останется среди лучших с позиций максимального напряжения. До игры я полагал, что голландцы в состоянии выдержать чудовищное давление аргентинцев, выступающих на своем поле. Больше того, подход голландцев к игре казался мне более продуманным, выверенным, в то время как их соперник словно плыл на облаках эмоций. Однако аргентинцы играли с такой верой в правоту своего дела, с таким, прирожденным индивидуальным мастерством, что даже сверхобстрелянные, в различных боях закаленные голландцы были в конце концов смяты ими.
Много писалось о невосполнимости потери Круиффа для голландской сборной. Сам Круифф, находившийся в дни финала в Лондоне, на страницах газеты Дейли телеграф оценил решающий матч так: Все, кто знает нашу команду, разумеется, приметили, что мы всегда медленно начинаем и долго раскачиваемся. Здесь уязвимое место. Так было всегда и осталось сегодня. Я предполагал, что мы даже можем первыми пропустить гол, но верил, что дефицит в один мяч команда преодолеет. В дальнейшем все зависело и от поведения соперника, и от некоторых случайностей. Я слишком много лет провел в футболе для того, чтобы слепо верить в победу. Она была близкой, но так и не состоялась. Мне не понравился судья. Он давал штрафные голландской сборной, когда это не имело значения, и аргентинской, когда имело. Жалею ли я, что не участвовал? Нет. Я принял решение давно, и оснований его менять у меня не было. Досада и грусть – вот что я испытываю. Были такие шансы стать чемпионами...
Трехкратный обладатель титула лучшего игрока Европы Йохан Кройфф, которого в те времена называли Круиффом, завершил карьеру в сборной незадолго до аргентинского чемпионата мира. Турнир лишился главной звезды. О том, что небосклон мундиаля выглядел довольно тускло, свидетельствует хотя бы символическая сборная, составленная журналистами. Туда были зачислены шведский вратарь Хелльстрем, австриец Зара, немец Рюссманн, бразильцы Амарал и Дирсеу, итальянец Каузио, француз Сикс. Много вам сегодня скажут их имена?
Однако в этой компании все же блистала звезда Марио Кемпеса (фото вверху, возле вреза), единственного легионера в составе аргентинской сборной. Менотти (фото выше) добился от национальной федерации футбола финансовых гарантий участия форварда Валенсии в турнире: 250 тысяч долларов нужно было положить на страховой счет и еще 25 – заплатить испанскому клубу в качестве отступных!..
А вот мнение другого известного игрока, в прошлом аргентинца Ди Стефано, которое он высказал на страницах газеты Ля Прайса: Футбол не достиг здесь максимальных высот прошлых чемпионатов, но был неизменно быстрым и захватывающим. Из многочисленных предсказаний о рождении новых звезд оправдалось, на мой взгляд, лишь одно: утвердил себя Марио Альберто Кемпес. Аргентинская сборная на протяжении всего чемпионата не давала передышки своим соперникам, была агрессивной, опасной командой, и истоки ее неиссякаемой энергии известны лишь Менотти. С другой стороны, она была дисциплинированной, и ни разу, как в прошлом бывало часто, никто не потерял свой темперамент. Лучшая ли это команда в мире или нет – вопрос спорный. Но надо признать, что здесь это лучшая команда. Голландцы утратили часть той остроты, которая их выделяла прежде. Их футбол был в целом тотальным, но более низкого уровня, чем четыре года назад. Что касается судейства, то в целом оно было справедливым, при минимальном числе вспышек грубости, но некоторые арбитры проявили шаткость, включая слабое выступление в финале итальянца С.Гонелла.
Что касается остальных, то Ди Стефано считает, что итальянцы прекрасно стартовали, кульминацией была их победа над аргентинцами. А вот финишировали плохо, забили только два гола в трех последних матчах, причем один из них провел голландец Брандтс в собственные ворота. Бразильцы, на его взгляд, стартовали, напротив, в стиле, словно придуманном для того, чтобы растерять своих друзей и приверженцев, но в дальнейшем постепенно выправлялись. Он видит в этом просчеты Кутиньо, пытавшегося подчинить естественный атакующий порыв бразильцев жестким рамкам европейского стиля. Польская сборная, на его взгляд, была лишь тенью команды, выступавшей в 1974 году, сборная ФРГ оказалась командой без форвардов и лидеров.
Несколько курьезов с ЧМ-1978. Матч между сборными Франции и Венгрии пришлось задержать, поскольку соперники собирались выйти на поле в форме одинаковых цветов. Французам пришлось переодеться в майки аргентинского клуба Атлетико Кимбейро – с вертикальными белыми и зелеными полосками. Голландский защитник Брандтс в поединке с итальянцами поразил как свои ворота, так и чужие. Это единственный подобный случай в истории мировых первенств. Голкипер сборной Перу Кирога стал единственным в истории финальных турниров вратарем, получившим предупреждение за нарушение правил на половине поля соперника. Произошло это в матче с поляками.
Итальянская Коррера делла сера винит самих голландцев в проигрыше: Они были слишком холодны, слишком верили в свое хладнокровие, чересчур ему доверялись и в конце концов очень долго с ним расставались.
Газета Экип: Никогда прежде команда, чьи ресурсы выглядели столь очевидно ограниченными, да и команда, технически лимитированная, не преуспевала в попытке продемонстрировать столь неиссякаемую энергию на протяжении трех недель.
Если бы они играли не у себя дома, – утверждает на страницах голландской газеты Телеграф Реп, – они бы не стали чемпионами. Но у аргентинцев есть форварды, которым требуется меньше шансов, чем нам, для того чтобы забить гол. Судья? Он явно боялся зрителей.
Бывший тренер голландской сборной Р.Михелс входил на чемпионате в состав технической комиссии ФИФА, которой предстоит составить итоговый доклад об этом первенстве. Отвечая на вопросы корреспондентов в газете Кроникал, Михелс сказал, что, на его взгляд, неукротимый порыв аргентинцев принес им победу в финале. Голландцам, по словам Михелса, не хватило чуть-чуть романтики и живости. Нынешняя сборная более холодна, рассудочна, хотя и более эффективна, чем та, наша предыдущая, – заявил Михелс. – В нашей команде не была задушена романтика, может быть, порой и неоправданная. На просьбу в целом оценить технический аспект чемпионата Михелс ответил, что, на его взгляд, технический уровень футбола в целом чуть ниже, чем четыре года назад