Не превращается ли Барселона из братства, сплоченного общей философией, в косную секту, которая признает единственный канон футбола, а любое инакомыслие считает ересью, подлежащей изгнанию?
Я так понимаю, что первостепенным критерием отбора нового главного тренера для Барселоны (помимо высокой квалификации, естественно) была его приверженность устоявшемуся стилю команды и философии клуба. По крайней мере, такой вывод можно сделать из комментариев со стороны руководства и футболистов Барсы, в которых рефреном проходила эта мысль. Слова капитана Карлеса Пуйоля о том, что наставник должен следовать нашей философии и стилю – исчерпывающая характеристика того, чего ожидают на Камп Ноу от преемника Тито Вилановы.
В итоге был назначен отвечающий этому требованию и заранее получивший благословение от Лео Месси сотоварищи Херардо Мартино. Беглого ознакомления с его тренерским кредо достаточно, чтобы догадаться – перед нами немного упрощенная аргентинская версия Пепа Гвардиолы. Специалист, который, судя по всему, должен безмятежно вписаться в быт некогда лучшей команды мира.
По большому счету, все выглядит логично. У Барселоны есть более чем веские основания полагать, что выбранный ею путь развития – на сто процентов верный. Завоеванные на протяжении последних лет титулы и уникальная концепция игры, перевернувшая многие представления о современном футболе, отлично в этом убеждают.
Но где проходит тонкая грань между верой в свои идеалы, верностью принципам и нежеланием меняться, адаптироваться к новым реалиям? Никак не могу отделаться от впечатления, что отставка Гвардиолы и последовавшие назначения Вилановы и Мартино – это стремление сохранять режим обманчивого комфорта в команде, не нарушать убаюкивающую атмосферу внутреннего уюта, созданную для игроков (или игроками?)
Если перевести слова лидеров Барсы на общепонятный язык, то получится следующее: у нас есть сложившаяся манера игры, она нам нравится, и мы от нее не откажемся; если тренер впишется в нашу систему – мы ему поможем.
То есть, по сути, после отставки Вилановы из уст Месси, Пуйоля, Иньесты и других звучал завуалированный ультиматум руководству – ищите нам удобного тренера. Честно говоря, очень смахивает на попытку диктата со стороны игроков, о котором в Футбольном клубе недавно велась весьма познавательная дискуссия.
Однако далеко ли уедет экипаж, если дорогу выбирает не кучер, а повозка? Да простят мне эту грубую аллегорию поклонники великолепной каталонской команды. Но если в головах игроков (пусть даже самой Барселоны!) действительно засела мысль, что они лучше знают, как им играть, и именно наставник должен подстраиваться – обязательно жди проблем.
В истории каталонцев есть совсем свежий пример: когда Франк Рейкард утратил контроль над Роналдиньо, Деку, Это’О, а далее – над всей плеядой, выигравшей Лигу чемпионов-2006, и некоторое время будто со стороны наблюдал, как команда катится в пропасть.
Суть любого функционального тренинга, в том числе футбольного – не позволять организму атлета адаптироваться к нагрузкам. Если постоянно работать по единой схеме, в одном и том же режиме – организм привыкнет, перестанет прогрессировать, а затем неизбежно наступит спад. В нашем случае эту аксиому можно расширить, перенести в нефизические области – и такие, как стиль, манера игры.
Чем больше ты сам привыкаешь к тому, что делаешь на поле, тем более рафинированным, застоявшимся будет выглядеть твой стиль. Не говоря уже о том, что и соперники приспосабливаются к такой манере игры, успешно ищут ее слабости.
Став во главе Барселоны, тот же Гвардиола это прекрасно понимал. И не разрушая общей философии игры, достаточно смело перекроил ее стиль – ввел высокий прессинг, модифицировал тактическую схему, по ходу избавившись от звезд, не желавших мыслить и действовать по-новому. И я вполне допускаю, что истинной причиной его отставки было то, что на закате работы в Барсе он видел те же стагнационные тенденции, отказ или неспособность подопечных вновь подвергнуть себя стрессовым нагрузкам.
Тито Виланова при всем к нему уважении не сумел (а, может, просто не смог, учитывая болезнь) вывести команду из застоя, длившегося весь прошлый сезон. И теперь игроки, возможно, выторговали себе наставника, который также вряд ли осмелится резать по живому. Иначе рискует в их понимании выйти за рамки барселонского стиля и философии, а значит – быть объявленным отступником и преданным анафеме.
Вот такой внезапный поворот. Еще совсем недавно мы все переживали за то, как сложится дальнейшая карьера Гвардиолы, принявшего Баварию на пике славы и успеха. Теперь Пепу будет легче – нас уже интересует ответ на новый вопрос: каков вы, сеньор Мартино?