В'ячеслав Грозний: «Не можу грати в безглуздий футбол»

Головний тренер ужгородської Говерли В'ячеслав Грозний розповів про проблеми клубу, а також про його трансферну політику та перспективи...

– Вячеслав Викторович, прежде всего от лица всей нашей редакции хочу поздравить Вас с прошедшим Днем Рождения и пожелать успехов Вам и Вашему клубу! Уже успели освоиться на должности главного тренера Говерлы?
– Нет, конечно, слишком мало времени. Пока я вижу только контуры будущей команды. Например, у меня сегодня только приехал Буяльский из киевского Динамо, и я только первую тренировку его видел. Могу сказать, что закарпатский край очень гостеприимный, а люди доброжелательны и любят футбол, но сказать какой будет команда сегодня мне очень сложно, потому что надо быть объективными: есть определенные финансовые возможности каждого из клубов. Наш клуб не покупает игроков, у нас нет такой возможности, мы берем свободных агентов или в аренду, поэтому мы реально понимаем, какие возможности у нас есть и, исходя из этого, советуемся с руководством клуба и пробуем работать с тем, что есть. К сожалению, мы понимаем, что конкурировать с большими клубами не то, что невозможно, а скорее – несерьезно.

Если они покупают одного игрока как, допустим, бюджет на несколько лет у многих клубов, то о чем тут можно говорить? Да, поставлена задача – попробовать сделать так, чтобы команда не была лифтом, то есть все время входящей и выходящей из Премьер-Лиги. Поэтому естественно, что будем пробовать по возможностям создавать боеспособный коллектив, и, что очень важно – инфраструктуру. Только объединив усилия всех людей из Закарпатской области, всех бизнесменов и политиков под эгидой губернатора и семьи Шуфричей, которые вкладывают деньги, можно наконец-то построить в Закарпатье, в благодатном крае, хорошую учебно-тренировочную базу, где бы работала и первая команда, и дубль, и U-19, ведь без этого все равно невозможно. Работать-то негде по большому счету. Нужен комплекс тренировочных полей, и об этом знает руководитель, об этом знает губернатор, об этом знают все... Все хотят это сделать, но когда-то нужно начать, и мне бы хотелось, чтобы этот процесс начался уже в этом году.

– Перед Вами поставлена очень сложная, но интересная задача – сохранить команду в УПЛ, в то время как бюджет клуба совсем не громадный, часть футболистов покинула состав ужгородцев в межсезонье, а собственной базы, насколько известно, у Говерлы тоже нет. Почему Вы согласились работать именно в этом клубе?
– Хороший вопрос... Да, вы правы, что группа ведущих игроков, которая определяла лицо клуба в прошлом году, ушла. Так, Чурко, который был в аренде, ушел в Ильичевец, Мищенко тоже был в аренде и ушел в Ворсклу, Одонкор, достаточно быстрый и реактивный футболист, закончил выступление в футболе, Петров ушел в Арсенал, Макаренко – в Динамо и т.д. Сейчас действительно очень сложный период, практически нет времени, да и проблемы с инфраструктурой, о которых я уже упоминал...

Почему я пошел в Говерлу? Потому что это клуб из Западной Украины, я сам из Каменец-Подольского, и мне, как украинцу, было интересно попробовать себя именно в этом клубе, где такое трепетное отношение к футболу, где всегда были богатые футбольные традиции. Мне Закарпатье всегда нравилось, сам по себе край, но работать здесь не получалось. Задачи чрезвычайно сложные, обычно в последнее время почему-то у меня приглашения в такие клубы, где нужно работать на грани лезвии ножа, где нужно спасти, нужно решить, нужно сделать что-то невозможное, и, если Вы не сделаете, то этого не сделает никто, – ручаются хозяева. Были действительно предложения из других клубов, но определенные условия, которые ставились, меня не устраивали: то я должен был идти один без штаба, то еще ряд нюансов. По крайней мере, хотя бы есть взаимопонимание, что на одном языке разговариваем.

За рубежом язык не каждой страны знаешь, и вот это есть нюансы, ментальности... Хотя есть, в принципе, договоренность с владельцами клуба, что если будет серьезное предложение, то они отнесутся к этому с пониманием. Это нормальная ситуация. Когда есть серьезные руководители, с ними легче общаться. Да, многие составляющие футбольной жизни понять сложно, но это клуб Премьер-Лиги, и здесь тренер должен работать, а работая в стрессовой ситуации, еще что-то новое приобретаешь.

– А с другой стороны, может оно даже интересней, если работать на лезвии ножа? Больше опыта можно набрать...
– Опыта уже столько, что можно им поделиться (улыбается). Знаете, хотелось бы прийти и быть только тренером, чтобы не думать укатанные или не укатанные поля, есть ли база... Хочется попасть в команду, где есть инфраструктура, где есть возможность покупать игроков серьезного уровня, где можно бороться за самые высокие места. После Спартака, Днепра, Левски все время хочется ставить максимальные задачи, а потом реально понимаешь, что нет возможностей в ряде клубов это делать, поэтому приходиться подстраивается под те условия, которые есть. Но в любом случае, учить игроков играть в современный футбол обязательно нужно.

– Как Вам работа с руководством команды, комфортно? Как охарактеризуете стиль управления клубом?
– У нас сразу была договоренность о том, что моя работа – это тренировочный процесс, я не вмешиваюсь в работу клубных структур, а клубные структуры не вмешиваются в мою работу, что вполне нормально и полностью меня устраивает. Понимание нахожу, мне никто не мешает тренировать. Я как считаю нужным, так и тренирую.

У меня есть контакт с руководством. Да, мне хотелось бы, чтобы финансирование было значительно больше, но я понимаю, что пока такой возможности нет, и владельцы клубов понимают, что вложив больше средств, можно получить больше отдачу и ставить другие задачи. Я уверен, что если будет возможность увеличить бюджет, то они это сделают и все будут довольны.

– Уже прикидывали перед началом чемпионата, сколько очков спасут команду от вылета в этом сезоне и с какими командами их можно набирать?
– Я вообще не думаю об этом, и не хочу так думать. Каждый матч начинается со счета 0:0, и, если думать что с одной командой ты не возьмешь очки, а с другой нужно брать обязательно, то произойдет все совершенно по-другому. Нужно учиться сражаться и играть в каждом матче. Если опускать руки перед началом матча, то ничего не получится. Поэтому сейчас мы будем четко и конкретно готовиться к каждому сопернику.

Мы получаем очень серьезную школу в первых 6 турах, очень! Врагу не пожелаю иметь такой календарь! Нам бы с этими командами в сентябре-октябре уже играть, когда команда чуть-чуть вырисуется, а так мы еще неукомплектованны по ряду позиций, поэтому отсутствует конкуренция, а сыгранности как таковой нет и в помине. Нет, я не плачусь и не оправдываюсь, я просто реально смотрю на вещи. Не хватает игроков, не хватает, и на некоторых позициях буду использовать непрофильных игроков.

– Если стартовые 6 туров такие сложные, то, может, в конце сезона тогда будет проще?
– А легко не будет, у меня профессия такая (улыбается). У нас не будет ни одной проходной игры, никогда! Многие уже считают Говерлу записным аутсайдером, а мне бы не хотелось, чтобы все было именно так. Я не буду требовать нереального от футболистов, я просто хочу, чтобы они играли в хороший футбол в каждом матче.

– Подведите, пожалуйста, краткие итоги сборов.
– Сборы мы проводили дома по причине, что у нас нет команды до сегодняшнего дня. Просто есть группа игроков, которых мы заявили, в то время как состав еще неукомплектован. Поэтому нам некого было везти за рубеж, да и не было в этом никакого смысла, потому что надо было посмотреть игроков из 1-й лиги, арендных, но если быть объективными, то нужно было не просматривать, а сразу наигрывать. Возможно, мы потеряли время, просматривая этих арендных игроков, и как раз этого времени сейчас не хватает. Просматривать лучше зимой, когда больше времени, а сейчас если брать, то очень талантливых молодых игроков, которых просматривать не нужно.

– То есть, пока болельщикам Говерлы не стоит поднимать панику от того, что в заявке всего 5 защитников и 2 нападающих. Будет еще докомплектация, правильно?
– Да паниковать вообще не нужно, ведь важно не количество, а качество игры. Может быть 2 нападающих, которые забьют очень много, а может быть 6, но никто ничего не будет забивать. Количество не играет никакой роли, важно команду научить играть в современный футбол, чтобы команда коллективно работала и на оборону, и на атаку, быстро переходила из одной фазы игры в другую, а на это требуется время.

Будем по крупицам приводить всех игроков к общему знаменателю, как кондиции, так и понимание футбола. Да, конечно, будем добирать игроков, вне всякого сомнения. Я думаю, группа игроков у нас еще появится. Важно, чтобы они создали конкуренцию, качество, чтобы они здесь были не для того, дабы просто закрыть дырку, а для того, чтобы они реально могли стать одними из лидеров команды. Почему это может произойти? Во-первых, потому что ТОП-команды уже укомплектовались, обойма их ясна, и ряд игроков, которые, не имея игровой практики, захотят уйти в аренду.

Это Динамо, Шахтер, Днепр, Металлист, которые смогут дать нам несколько игроков, и мы будем очень довольны. Во-вторых, такая же ситуация с рядом свободных игроков в Европе, которые из-за каких-то моментов захотят хотя бы до зимы у нас поиграть. Это работа, которая будет активно проходить и дальше, а паниковать ни в коем случае не надо.

– Всех ли взяли из просматриваемых футболистов? Или были такие, кто не подошел?
– Кто-то не прошел по медицине, кто-то не прошел по моментам, что не смогли договориться по личным условиям или по условиям тех людей, которые представляли игроков, я фамилий не буду называть. Ряд игроков хотели взять, но, к сожалению, те моменты, о которых я сказал, не позволили этого сделать. Мы не большой клуб, который можем точечно брать игроков, как, например, Боруссия Дортмунд, которая захотела взять Мхитаряна, и она его взяла. Мы – клуб, который скажет спасибо, если игрок хорошего уровня захочет играть у нас, и постараемся найти с ним точки соприкосновения.

– Будут ли изменения в тактическом построении ужгородской команды и в ее стиле игры?
– Конечно, будут! Потому что у каждого тренера свое видение игры, и это нормально. Кому-то нужно, чтобы игрок пробежал по флангу и прострелил, не глядя даже на партнеров, но он должен прострелить, потому что так требует тренер. Другой же тренер хочет на контроле мяча дойти до ворот, я сторонник больше этого момента. Не нужно стрелять с фланга любой ценой, если там никого нет. Прострел нужно делать только тогда, когда твой партнер опережает игрока соперника, вот тогда есть смысл фланговой передачи. Здесь много нюансов, но одно дело, чего я хочу, а другое – могут ли это сделать игроки. Нужно тактику соизмерять с возможностями футболистов, которые есть в наличии.

– Как известно, в состав Говерлы перебралось солидное количество молодых игроков, к примеру: Буяльский, Балашов, Люлька, Морозенко и др. Это означает, что команда будет делать ставку на молодежь?
– Я в паспорт не смотрю, но я не считаю, что игрок 91-го года рождения – молодой игрок. Вот 16-17 – это да, а вот 22 года – это не такой уж и молодой игрок. Если Безродный в 16 лет играл в четвертьфинале Кубка Чемпионов против Нанта в 1996 году, когда я работал в Спартаке, вот это был молодой игрок. Калиниченко я в 17 лет брал, это тоже был молодой игрок, а вот 22 года – это тот возраст, когда уже надо серьезно играть, поэтому я не считаю их молодыми. Они молодые как люди по жизни, а как футболисты они уже прошли хорошую школу на юношеском уровне, за дубли... Тот же Балашов играл в первой команде Черноморца, Люлька и Морозенко играли уже в Словане, Буяльский числился в первой команде Динамо и т.д. То есть, я не смотрю в паспорт, а смотрю, как футболист на поле выглядит.

– А кто порадовал Вас именно из молодежи в Вашем понимании?
– Никто из дубля Говерлы меня не порадовал, потому что их уровень не соответствует требованиям первой команды. Им еще долго придется играть в дубле для того, чтобы когда-нибудь может быть попасть в основу команды. Я давал им шанс, но пока они сырые, а вот те ребята, которые из Черноморца и Динамо, они имеют задатки и качества. Тут все зависит от того, как быстро они впитают те требования, которые им будут даваться в основной команде Говерлы, и только от них зависит, воспользуются ли они предоставленным шансом, и я очень рассчитываю, что воспользуются.

– Что для Вас, как для тренера, важнее: качество игры или результат, зрелищность?
– Для меня важно, чтобы команда набирала то количество очков, которое поможет ей решить тотальную задачу при хорошем качестве игры. Мне неинтересно, если команда тупо будет отбиваться. Мои команды никогда не играли в такой футбол, и никогда не будут. Работая 6 лет в Спартаке, я уже никогда не смогу играть в бестолковый футбол, это я гарантирую.