
Друга поспіль велика поразка іспанського гранда у Лізі чемпіонів породила нові тези до теорії про зміну епох: на велику сцену вийшов новий сильний гравець. Два схожих за змістом, а також збіглися в часі та просторі матчу – не привід, звичайно, ставити хрести та споруджувати пам'ятники, але тенденція схоплена правильно.
Немного истории. После жестокого фиаско сборной Германии на чемпионате Европы 2000 года Немецкий футбольный союз разработал программу по поиску и развитию талантов, так называемую Elitefoerderung, уникальный в своем роде проект, в котором отразились лучшие свойства национального характера. Программа щедро финансируется из федерального бюджета и имеет отношение только к кандидатам в сборные Германии различных возрастов, то есть к особо одаренным молодым футболистам. Запустили ее немцы в 2002 году (кстати, курировал реализацию Elitefoerderung бывший спортивный директор НФС, а ныне топ-менеджер Баварии Маттиас Заммер), а сегодня пожинают плоды. Фактически в любом юношеском возрасте Германия может выставить две равноценные команды, национальная сборная – самая молодая и перспективная в Европе, германские клубы, как мы теперь видим, доминируют в Лиге чемпионов.
Испанцы тоже не лыком шиты, конечно, и появление золотого поколения, которое выиграло для страны все, что только можно выиграть в футболе, - далеко не случайность. Нет никаких сомнений в том, что и сейчас в стенах клубных академий растут золотые дети, но тотальной испанской гегемонии пришел конец. Испанцев как минимум настигли немцы – и уже пошли, вероятно, на обгон. В Европе появилась новая сила, созрел могучий конкурент. Это, на самом деле, великое благо для футбола...
А теперь частное. Об этом частном говорят сегодня на всех футбольных перекрестках, и не без причин. 8:1 – с таким счетом германская пара прибила в первом полуфинальном раунде Лиги чемпионов пару испанскую. Два крупных результата, конечно, неточно отражают общее соотношение сил, но настаивать на случайном характере немецких побед никому и в голову не придет. Правда, между 4:0 в исполнении Баварии и 4:1 в Дортмунде просматривается все-таки разница, и довольно существенная.
У машины, созданной Юппом Хайнкесом в Мюнхене, фактически нет слабых мест, а у Барселоны - соответственно, почти нет шансов отыграться в ответном матче. И даже не отыграться, а хотя бы обозначить интригу. А вот Жозе Моуринью и его Реал небезнадежны. За три года моей работы в Реале я узнал людей, которые в истории клуба значат намного больше, чем сеньор Вальдано, - сказал Моуринью на послематчевой пресс-конференции в Дортмунде, отвечая на ехидный частный вопрос. - Они мне многое объяснили. Мне сказали о значении домашних матчей в тех случаях, когда победа по сумме двух игр кажется невозможной, но все-таки достигается. В футболе нет ничего невозможного.
Это – всего лишь слова, хотя словом, нужно признать, Моуринью владеет в совершенстве. Однако есть еще и факты, которые, например, свидетельствуют вот о чем. Из 16 домашних матчей примеры в десяти Реал забивал по три мяча и больше (еще в пяти – по два). Схожая динамика в еврокубках: пять игр на Сантьяго Бернабеу, из них в трех – как минимум по трешке. Дортмунду в Мадриде нужно забить три. Исполнимо? Конечно. Не пропустить – задача в контексте игровой философии Реала более сложная, но это уже вопрос из области тактики, а не стратегии.
Дома, в общем, Реал бешеный, у него квадратные глаза и железная челюсть, это известно всем и каждому. Говорят, правда, что Великий Мотиватор Жозе Мариу душ Сантуш Моуринью Фелиш в последнее время утратил свою силу, и на раздевалку Реала его магия больше не распространяется. Ведь Моуринью, по сведениям из вполне надежных источников, одной ногой уже заехал в Челси, а президент Реала Флорентино Перес подписал бумаги о досрочном расторжении контракта.
И даже если это самая правдивая правда в мире, Special One не может позволить себе уйти униженным. Вот и посмотрим через неделю, кто тут простой, а кто особенный.