"В Україні з футболом відбуваються неприємні речі"

Один із керівників київського клубу Резо Чохонелідзе — людина унікальна. Не кожному дано пройти шлях від капітана ленінградського Динамо, що грав у першій і другій союзних лігах, до одного з управлінців Мілана, та ще в роки розквіту россонері! Зараз Чохонелідзе працює у Києві. Ми часто спілкуємося з Резо, і перше питання, яке я чую, стандартне: Як там у Пітері?!

Тем для разговора накопилось много, и вот мы в центре украинской столицы, напротив знаменитого Театра имени Ивана Франко. Разумеется, начали интервью со злободневного — так называемого объединенного турнира.

Политики будут решать деньгами или обещаниями

— Турнир любопытный, но нель­зя по его итогам делать какие-то выводы, — говорит Чохонелидзе. — Может, скажу банальность, но идет этап подготовки. Мы начали работу разными группами. Сборники собрались позже, Браун Идейе, сыгравший на Кубке конфедераций за Нигерию, вообще не прибыл в расположение команды. Как я понимаю, и Спартак, и Зенит находятся примерно в таких же условиях.

— Тем не менее Динамо без раздумий дало согласие участвовать в турнире?

— Для этой фазы подготовки к сезону нужна соревновательная практика. Команда ее получит. Олег Блохин работает в Динамо меньше полугода. За такой короткий срок ему удалось полностью изменить технико-тактическое направление футболистов. Скорости выросли, команда в каждой игре начала создавать голевые моменты. Что бы я еще отметил? Блохин доверяет украинским ребятам. Заметьте, в стартовом составе в матче со Спартаком у нас вышло восемь украинцев.

— В Москве упорно пытаются навязать тему ностальгии. Как вам показалось, она присутствовала во время игры со Спартаком?

— Ностальгия может быть у меня и людей моего поколения, но не у Ярмоленко или Коваля, которые только слышали о Советском Союзе. Впрочем, считаю, нужно встречаться с такими командами, как Зенит, Спартак, ЦСКА, Анжи. Постепенно.

— Как я понимаю, речь идет не только об объединенном чемпионате?

— В Украине с футболом происходят неприятные вещи. Какие-то команды обанкротились, у каких-то инфраструктура не соответ­ствует премьер-лиге (в межсезонье криворожский Кривбасс приказал долго жить, а Сталь из Алчев­ска, поднявшись в элиту, не смогла пройти аттестацию, в итоге Говерлу и запорожский Металлург, покинувшие лигу, решено было оставить. — Спорт День за Днем). Если говорить об объединенном чемпионате, здесь должны решать политики — деньгами или обещаниями? Сейчас они, видимо, выжидают, анализируют ситуацию.

— Про миллиард евро от Газпрома мы слышим уже пятый месяц, но существует ли и спортивная сторона?

— Это очень хрупкий вопрос. Знаете, я бы провел параллели с Голландией. Там тоже не самый сильный чемпионат. Есть гранды — Аякс, ПСВ, Алкмар, есть менее содержательные клубы. Но они же не собираются ни с кем объединяться. Нужно смотреть глубже, чтобы не ущемлять национальный футбол. Я не гражданин Украины, но за время работы в Киеве увидел, насколько же богат местный футбол талантами.

— Богат! Но ведущие клубы продолжают приобретать легионеров. На мой взгляд, киевское Динамо довольно качественно усилилось, оформив трансферы голландца Джермейна Ленса и конголезца Дьемерси Мбокани. Эти ребята дебютируют в матчах с Зенитом? Между прочим, именно Мбокани забил победный мяч в ворота Вячеслава Малафеева в Лиге чемпионов, когда выступал за Андерлехт...

— Вряд ли. Все-таки они присоединились к команде лишь в пятницу во второй половине дня. Нельзя сразу бросать их в пекло. Я с вами соглашусь, мы приобрели игроков серьезных. Ленс — работоспособный, постоянно нацелен на ворота. Он универсал, может играть как левого, так и правого вингера и даже центрального нападающего. Очень выносливый парень, способен отбегать два тайма без отдыха. О чем еще говорить, если он основной игрок далеко не слабой сборной Голландии! Мбокани же — более техничный нападающий, если сравнивать с тем же Идейе.

— Конкуренция в линии атаки серьезно обострилась?

— У нас же есть свой Артем Кравец. Он около четырех лет постоянно травмировался, но сейчас пытается восстанавливаться. Потом, не забывайте про Ярмоленко!..

— ...Которого на прошлой неделе Интернет вновь отправил в Милан. Полагаю, учитывая ваши связи в этом клубе, дыма без огня не бывает?

— Мне об этом ничего не извест­но. Да, Ярмоленко нравится не только Милану, но и многим другим европейским грандам. Но не все в состоянии осилить его трансфер. Между Востоком и Западом всегда в этом плане будет идти холодная война. На мой взгляд, Ярмоленко на данный момент лучший игрок на всем пространстве бывшего Союза. Более того, у нас играет в центре обороны Хачериди. Игроков такого класса именно этого амплуа я мало видел в Европе.

С возвращением Тимощука и Аршавина появится конкуренция

— Рискну провести параллель между легендой Динамо Андреем Шевченко и Аршавиным. Ведь несколько лет назад Шева вернулся в Киев без игровой практики в Челси и Милане, но сумел в определенных матчах выйти на свой прежний уровень. С Аршавиным в Зените может произойти нечто похожее?

— Давайте все-таки не будем сравнивать Шевченко и Аршавина по футбольным качествам. У них схожие судьбы — не более того. Оба — воспитанники своих клубов. Отказать таким футболистам вернуться клуб просто не имеют права. Они создавали историю, с этой историей уехали в топ-клубы. Я не считаю, что Аршавин провалился в Англии. Начал он очень неплохо, потом появились определенные сложности. Арсенал эпохи Арсена Венгера постоянно меняет состав, приходят новые игроки... С возвращением Аршавина создастся конкуренция в Зените, чтобы кто-то не считал себя незаменимым, но и для самого Аршавина это будет огромный стимул, вызов, если хотите! В дальнейшем Андрей может сделать карьеру тренера или менеджера.

— Кстати, почему Шевченко, завершив карьеру, не остался в Динамо, хотя президент Игорь Суркис говорил, что готов был предоставить легенде клуба любую должность?

— Сейчас Андрей обучается в украинской ВШТ, а затем уже сам решит свою судьбу...

— Вернемся к Зениту. Аршавину исполнилось 32. Мы в Спорте День за Днем подняли тему, что команда превращается в прообраз дискотеки для тех, кому за тридцать. Не кажется, что это станет большой проблемой для вашего хорошего знакомого Лучано Спаллетти?

— А вы не вспоминаете Милан?

— Именно с россонери мы и сравнивали современный Зенит.

— Правильно! Мальдини играл до сорока лет, Костакурта завершил карьеру в тридцать восемь, Индзаги выходил на поле до тридцати девяти. 36-летний Амброзини продолжает играть. Я могу многих вспомнить. Понимаете, президент Сильвио Берлускони такой человек, что не может вот так просто вырвать из сердца тех, кто прославлял Милан. Они же выиграли все, что только можно, — Лигу чемпионов, серию А, Суперкубок, Межконтинентальный кубок.

— Но ведь в Милане Мальдини и компанию столько лет держали не за красивые глаза и клубный патриотизм?

— Вы бы видели, как ветераны с дискотеки кому за тридцать пахали на тренировках. Это высочайшие профессионалы! Здесь нужно говорить еще и о политике клуба. Тимощук и Аршавин, как я понял, вернулись в статусе свободных агентов. То есть Зенит сохранил деньги для приобретения игроков на проблемные позиции.

— Однако восприятие от возвращения Тимощука, если сравнивать с Аршавиным, другое — более позитивное.

— Опять же не будем проводить параллелей. Тимощука я прекрасно знаю. Когда сборная Украины тренировалась на нашей базе в Конча-Заспе, я видел его работу. Он поглощен процессом и остается после тренировки, о чем-то разговаривает с тренерами. Действительно, профессионал с большой буквы, его можно поставить в один ряд со звездами Милана. В прошлом году Зенит потратил 100 миллионов на приобретение Халка и Витселя. И чего команда добилась? Думаю, в ближайшие год-два Аршавин и Тимощук будут полезны для Питера.

— Слушаю я вас и невольно пытаюсь поймать мысль, что патрон Зенита Алексей Миллер пошел путем Берлускони. Своих в Милане и Петербурге не бросают?!

— Можно и так сказать. Но это не ущемление молодых футболистов. Наоборот, это стимул для роста. Сколько журналисты ни писали про стариков в Милане, но я же видел, что Мальдини, которому было глубоко за тридцать, не уступает молодым ни в одном компоненте. Все же происходило на моих глазах (на протяжении 15 лет Резо Чохонелидзе работал в клубной системе Милана. — Спорт День за Днем). Скорость, выносливость у стариков была на уровне 25-летних!

Зенит и Шахтер вряд ли выиграют Лигу чемпионов

— Последнее время Лучано Спаллетти в Петербурге утратил статус небожителя, хотя руководство ему доверяет. Сколько Мистер еще продержится? Все равно подсознательно его будет тянуть обратно — в Италию?

— Нужно хорошо знать итальян­ский характер. Спаллетти всю свою сознательную жизнь работал на Апеннинах, в разных клубах. Потом он приехал в Питер. Сколько находится Спаллетти в Зените?

— Три с половиной года.

— Это не самый большой стаж. Мирча Луческу работает в Шахтере уже десятый год! Конечно, любой итальянский топ-тренер, а Спаллетти я отношу именно к этой категории, хотел бы работать в Милане, Интере или Ювентусе. От таких предложений не отказываются. Но Спаллетти — амбициозный человек. Он в Питере идет своим путем, мы разговаривали, когда пересекались на сборах. Лучано уже понимает российский футбол.

— В России Спаллетти вроде бы все выиграл, а в Европе?

— Правильно вы отметили: в России. Но на Западе, поверьте мне, это вряд ли кто-то оценит. Российский и украинский чемпионаты несколько отрезаны, находятся в вакууме. Только Лига чемпионов, Лига Европы дает стимул. Впрочем, я бы отметил, что Лучано удается привить свой стиль. Мне удавалось смотреть матчи Зенита, и черточки мастерства Спаллетти прослеживаются. Но исполнители-то в Зените отличаются от тех, кто играет в итальянских грандах. Приведу простой пример. Кержаков уехал в испанский чемпионат, но не смог проявить себя в Севилье. Вернулся в Россию — и вновь вышел на прежний уровень, стал лидером команды.

— Может ли Милан рано или позд­но пригласить Спаллетти?

— Он всегда находился в поле зрения Берлускони и его правой руки Адриано Галлиани. Потому что в каких бы командах ни работал, добивался прогресса. Так было в Удинезе, затем в Роме. Он — тосканец, нужно знать их характер. Между прочим, и Аллегри, возглавляющий сейчас Милан, родом из тех же мест. Они никогда не остановятся на полдороги, не хотят, чтобы их называли неудачниками.

— Но объективно каков потолок Зенита и Спаллетти в Лиге чемпионов, куда, к слову, Лучано и его команде нужно пробиваться через квалификацию?

— Лигу Зенит в обозримом будущем вряд ли выиграет, даже пробиться в полуфинал — проблематично. Думаю, выход в четвертьфинал стал бы для Спаллетти очень хорошим результатом. Сейчас в когорту европейских клубов входят 15–16 команд. Зенит в эту компанию, как мне кажется, вписывается, как и донецкий Шахтер. Это бразильская команда, по сути. Но они уже лет пять работают с Луческу, и такая стабильность приносит определенные плоды. Впрочем, и Шахтер вряд ли выиграет Лигу чемпионов.

— Как же видится выход из ситуации?

— Сложно ответить на этот вопрос. Некоторые видят выход в совместном чемпионате. Хочешь не хочешь — и российский, и украинский чемпионаты изолированы от Европы.

— Почему именно Россия и Украина?

— А кого вы предлагаете включать в эту гипотетическую лигу? Белоруссию? Там нет клубов такого уровня. Остановите на улице любого болельщика и спросите: Кого вы знаете в белорусском или молдавском футболе? Только Россия и Украина из стран бывшего СССР конкурентоспособны!

Если бы Амелина не убрали, контакты Милана и Динамо продолжились бы

— Знаю, что сердце ваше принадлежит петербургскому Динамо — команде молодости.

— И очень обидно, что в пятимиллионном городе нет двух команд в премьер-лиге. Киев представляют Динамо и Арсенал, раньше в элите играла еще Оболонь. И Питер должен быть представлен несколькими командами. Динамо нужно возрождать. В Петербурге много школ, молодые воспитанники теряются.

— У вас не совсем верное представление. Практически все школы в Санкт-Петербурге сейчас под Зенитом. Динамо или еще какая-то команда может комплектоваться лишь по остаточному принципу.

— Но не все же пробиваются в Зенит?

— Более того, за последние десять лет в Зените практически не закрепился ни один из местных воспитанников. Однако многие перспективные футболисты на контрактах, и Динамо предлагали, по крайней мере еще год назад, приобретать их за серьезные деньги.

— Думаю, что это неправильно. Это не подход. Зениту самому нужен конкурент в родном городе. Питерские люди должны находить общий язык. Динамо — это история. Уже в Италии я понял, что такое дерби Милан — Интер, Сампдория — Дженоа, Юве — Торино. Поверьте, и 30–35 лет назад, и сегодня ажиотаж вокруг дерби Зенит — Динамо был бы не меньший. Моя мечта — чтобы Динамо играло в премьер-лиге.

— Кто только не пытался возродить Динамо. Но ближе всех к цели был Сергей Амелин, к несчастью, покинувший этот мир, так и не осущест­вив мечты своей жизни. Насколько я знаю, вы были хорошо знакомы?

— По тем амбициям, что были тогда, десять лет назад, у Амелина, он мог бы создать клуб сильнее Зенита. Когда президент приехал в Милан, подарил мне DVD с записью кубкового матча с ЦСКА Валерия Газзаева. Я часто пересматриваю игру. Та команда спокойно могла выходить из первого дивизиона.

— Вы познакомили Сергея Николаевича с боссами Милана?

— После одного из матчей на Сан-Сиро мы спустились в раздевалку Милана, где я познакомил Амелина с Берлускони, Галлиани, Брайдой, Гандини. Галлиани вечером заказал столик в одном из лучших ресторанов. Он сидел за соседним столиком, но с Сергеем и его женой успел пообщаться. Мы серьезно обсуждали проект возрождения питерского Динамо. Если бы Амелина не убрали из клуба из-за политики, то, даже не сомневаюсь, обязательно бы продолжили сотрудничество.
Я был шокирован новостью о его смерти. Очень умный, при этом очень скромный был человек. Вообще мне в футболе всегда везло на хороших людей.

— По-прежнему считаете Ленин­град-Петербург своим городом?

— Безусловно! У меня здесь квартира в историческом центре Петербурга. Очень скучаю по Питеру.

Без борща и вареников

Скоро будет шесть лет, как Резо Чохонелидзе работает в киевском Динамо. Не так давно украинский бизнес-журнал Forbes напечатал пространное интервью с президентом Динамо Игорем Суркисом, где владелец клуба рассказал о том, что входит в обязанности генерального директора.

— Чохонелидзе регулярно представляет Динамо на разных жеребьевках и совещаниях в УЕФА, — цитирует Суркиса Forbes. — Резо отслеживает судьбу молодых ребят, которые уходят из нашей школы и попадают в команду U-19. Я могу в любой момент запросить у него данные на любого игрока... Во всяком случае, за свои деньги я имею возможность пригласить топ-менеджеров высокого класса, как, например, Резо Чохонелидзе.

Кроме того, Суркис поведал занимательную историю, как благодаря экс капитану ленинградского Динамо в Динамо киевском перестали есть борщ и вареники...

— Нам интересно и полезно знать, к примеру, какие технологии используют ведущие клубы Европы. Или, например, как обстоят дела с медикаментозным обеспечением футболистов европейских команд, с питанием. У нас раньше на обед знаете что подавали? Борщ, вареники и тому подобное. С приходом Резо кардинально изменился подход к этому вопросу, пригласили диетолога, — признался босс киевлян.