Колумніст Eurosport.ru Дмитро Шнякін аналізує епоху Гуса Хіддінка в махачкалінському Анжі і підбиває підсумки російського етапу в кар'єрі великого голландця.
Насколько ожидаемым было закрепление союза между Хиддинком и Анжи, настолько же прогнозируемым стало и его разрушение. В феврале 2012-го, сразу после отставки Красножана, голландец виделся идеальным кандидатом, тем более клинки к нему были подбиты заранее. Вот и сейчас ничего по-настоящему спонтанного не произошло: после сезона-2012/13 разрыв был неминуем – руководство и тренер шли к этому решению вместе. Точно и не скажешь, кто сделал первый шаг, а кто – последний. Гус ли подал заявление, руководство ли на то указало – правды здесь не сыскать. Но есть ощущение, что всем лишь полегчало.
В первую очередь, облегченно выдохнул сам Гус. Наверняка. А может ли быть иначе с 66-летним тренером, намекнувшем о завершении карьеры еще в прошлом ноябре? Примечательно, что в одном из первых после отставки интервью Хиддинк резко отмел варианты с возможными предложениями со стороны и четко описал лишь ближайшее будущее: отпуск, длительный отпуск. После напряженной полуторагодичной работы с разнокалиберными звездами под гнетом завышенных ожиданий, после двух подряд неудачных стартовых матчей чемпионата, сдобренных скандальными судейскими решениями, приведшими к настоящему срыву Гуса, длительный отпуск рискует стать и вовсе бессрочным. Благо Хиддинк, вчерашний фигурант списка самых высокооплачиваемых тренеров мира, на безбедную старость себе заработал.
Эту старость, эту выхолощенность тренера могли чувствовать и функционеры . Один из них, член совета директоров Герман Ткаченко, внес кое-какую ясность, начав свой комментарий так: Для нас решение Гуса не стало неожиданным. Мы обсуждали такой вариант развития сценария, когда продлевали контракт.
Большой клуб, конечно, строится с предусмотрительностью, с генеральным и долгосрочным планом, где обсуждаются все варианты развития сценария. Но если уже при обсуждении нового контракта Гуса зашла речь о его желании передать дела, стоило ли вообще тянуть кота за хвост? К тому же от мышей он дом расчистил, на сметану заработал... А ведь в июне его заманивали и сметанкой погуще – не куда-нибудь, а в Париж!
Выходит, Анжи потерял аж два тура. Или всего два тура – тут уж с какой колокольни смотреть. Но главная та, с которой сморишь на таблицу – и в ней у Анжи лишь одно очко. Передача дел Мёленстену до старта турнира команду могла бы растормошить – рассуждаем мы рассуждения задним умом. Но если махачкалинские боссы держали в уме переднем все возможные варианты развития сценария (в том числе нынешний), значит – они просчитались.
Они ведь знали и про другую особенность последних этапов карьеры Хиддинка. Гус придавал сильный импульс команде в начале пути – и в конце неизменно входил вместе с ней в ступор. Лишь половина этого сценария была осуществлена в Челси. А вот в российской, турецкой сборных и теперь уже в Анжи расклад примерно таким и был. Ведь слабая мотивация тренера, его общая усталость, тяжелые творческие задачи в связи с пополнением состава, а также бессвязная игра в первых двух турах и всего два очка в копилке – это то, что Анжи имеет прямо сейчас. Негусто. Но надо двигаться дальше.
И все же любой ступор, любая стагнация прикроется добрыми делами. Хиддинк в сборной России запомнился бронзой Евро-2008, а не провалом в отборе к ЧМ-2010. Вот и дагестанский Гус – это первая медаль Анжи в чемпионате, первый плей-офф еврокубка и феерический кубковый финал с ЦСКА. Гус в Анжи – это ответ на вопрос, откуда в составе появились не просто звезды, а целые созвездия! Вот пусть тем и запомнится. Потому что трижды в российскую реку великий тренер вряд ли войдет.