"Арена-Львів". Тяжка спадщина

Із чотирьох українських стадіонів, які приймали матчі чемпіонату Європи, пустує лише Арена-Львів. У чому причина інфраструктурного провалу на Галичині?

Стадион во Львове, похоже, превратился в чемодан без ручки. Уже никого не интересует, что отсутствие беговых дорожек, а также специально спроектированная конструкция трибун, создают максимальный эффект присутствия зрителя на поле. Ведь этих самых зрителей здесь не бывает – стадион, на котором проходили матчи Евро-2012, теперь не привлекает даже аутсайдера Премьер-лиги – Карпаты. Над предложением арендовать стадион долго думали функционеры ФК Скала из города Стрый, но они тоже не решились сотрудничать с этой ареной. Из спортивных соревнований в нынешнем году здесь проходил лишь турнир среди детских дворовых команд Львова. Отчего чиновники от спорта пытаются выбить средства на содержание стадиона за счет концертов и других массовых мероприятий. Не так давно стадион арендовали украинские группы Океан Эльзы и Дзидзьо, а Свидетели Иеговы проводили свой ежегодный конгресс. Давайте же разберемся, почему один из лучших стадионов Украины пытается выживать за счет проведения свадеб и конференций, давно позабыв о своем главном предназначении.

Все началось осенью 2007-го, когда депутаты Львовского горсовета отвергли предложение по реконструкции действующих арен Украина и СКА, а выделили земельный участок свыше 30 гектаров в районе окружной дороги.

Планировалось, что территория на краю Львова будет городом в городе: гостиницы, рестораны, торгово-развлекательные комплексы, жилые дома и паркинги. Чиновники надеялись, что местные инвесторы найдут 400 миллионов евро для застройки территории вблизи стадиона, однако следующий, кризисный год заставил бизнесменов забыть о новых проектах, а местных руководителей отложить свои идеи в долгий ящик.

Отчего все силы были брошены на строительство 35-тысячного стадиона, с которым тоже все было не так просто. Во-первых, территория стадиона находится на границе города и области, так что каждый хотел получить деньги из государственного бюджета в свое распоряжение. Во-вторых, долгое время Львов не мог определиться с подрядчиком, который должен был выполнять строительные работы. В конце концов, конкурс выиграла австрийская компания, которая занималась строительством объектов в канун Евро-2008. Впрочем, вскоре пошли разговоры о смене подрядчика – оказалось, что австрийцы замешаны в немецком скандале, когда в Мюнхене за выигрыш тендера фирма дала откат в размере 1% от стоимости строительства. Кроме этого, уставный фонд их украинского представительства составлял лишь 25 тысяч евро, а штат состоял из нескольких сотрудников. Словом, осенью 2008-го австрийцы сами отказались от идеи со львовской стройкой, а за работу принялась украинская компания Азовинтекс.

Но фирме Сергея Таруты, босса донецкого Металлурга, построить стадион не удалось - из-за конфликтов с местной властью процесс возведения стадиона останавливался несколько раз, что привело к желтой карточке от УЕФА. Напомним, зимой 2010-го Мишель Платини пригрозил исключить Львов из списка принимающих городов. После этого вновь произошла замена в команде строителей: Азовинтекс сменила донецкая компания Альтком, а львовскую стройку взяли на свой контроль представители Кабинета Министров.

Это позволило в конце 2011-го года открыть стадион громким концертом, а также провести товарищескую встречу Украины и Австрии. Никто даже не заметил, что со стартовых 600 миллионов смета возросла до 3 миллиардов гривен. Конец эпопеи со строительством – это уже был предел мечтаний всех львовян. Тогда же на новую арену переехали львовские Карпаты, а в СМИ появилась информация о 10-летнем соглашении между клубом и стадионом. Вряд ли кто-то мог подумать, что все закончится так плачевно...

Несколько неудачных матчей на Арене-Львов - и руководство Карпат решило, что новый стадион отторгает новоселов. Впрочем, возвращение на 50-летнюю Украину связывают больше с желанием сэкономить. Несмотря на то, что во время Евро-2012 иностранные гости называли Арену-Львов одним из самых комфортных на турнире, на Галичине он не пользовался спросом. Говерла играла здесь лишь из-за реконструкции собственного стадиона, а Карпаты все еще не горят желанием возвращаться на одноименный стадион. Генеральный директор Карпат Игорь Дедышин уверяет, что бюджет клуба формируется под требования Украины, а переезд на другой спорткомплекс возможен лишь при финансовых уступках со стороны менеджмента стадиона.

Годовые затраты на содержание Арены-Львов составляют 20 миллионов гривен, а продажа билетов даст не более 10 миллионов. Гасить разницу из собственного кармана Карпаты не намерены, тем более расходы на нынешнюю домашнюю арену составляют около 3 миллионов. Да и расположение Арены-Львов неудобное – дорога от центра города занимает 10 километров, а ближайшая остановка общественного транспорта находится в 2 километрах от стадиона. Дальше – только пешком по полю. Прокладывать регулярные маршруты смысла нет, да и подъездные пути еще не готовы.

Провалилась еще одна идея – продать название стадиона. Первым рабочим именем было Лемберг, в честь названия города на немецком языке, затем говорили про стадион имени Степана Бандеры. Впрочем, для получения денег на эксплуатационные расходы стадиона название решили продать с молотка. Но желающих так и не нашлось. Пока что, - уверяют на пустующем стадионе.

Так и получается, что стадион, который входит в план вероятной заявки Украины на проведение зимней Олимпиады 2022 года во Львове, если не мертв, то находится в состоянии комы и постоянно требует средств на содержание. Немудрено, что чиновники всерьез задумались о демонтаже стадиона. Депутат львовского горсовета Владимир Гирняк предложил или найти общий язык с Карпатами, или разобрать арену на стройматериалы. Увы, такое развитие событий может оказаться вполне реальным. Как говорится, в печали и в несчастьях смерть не мучение, а успокоение от тягот.

В тему

Арена-Львов получила нового руководителя. В качестве исполняющего обязанности директора коллективу представили Романа Черхавого (на фото слева). Роман Иванович – опытный руководитель, который обладает всеми необходимыми навыками и знаниями для того, чтобы развивать существующую инфраструктуру Арены-Львов, - отметил руководитель Спортивных Арен Украина Сергей Симак (на фото справа). Перед новым руководителем поставлена задача сделать Арену-Львов успешным бизнес-проектом.
Ранее 53-летний Роман Черхавый работал на руководящих постах в коммерческих структурах, а до последнего времени являлся заместителем председателя правления украинского-российского экономического союза Партнерство.