Капітан ПАОКу Димитріс Салпінгідіс не раз плутав карти українським командам, але, схоже, його час уже сходить нанівець. Натомість лідер Металіста Марко Девіч – у чудовій формі і вже не вперше пускає на дно грецький клуб.
Связанные с Украиной воспоминания Салпингидиса в подавляющем большинстве своем весьма приятны. Ранее этот юркий и миниатюрный нападающий пять раз становился на пути украинских команд, и лишь донецкому Шахтеру в 2005-м удалось при этом избежать неприятностей. В том же году Димитрис дважды забил другому донецкому клубу – Металлургу, попросив его из Кубка УЕФА. В 2006-м вновь поразил ворота Металлурга – теперь уже запорожского, и также заставил соперника сойти с дистанции.В позапрошлом сезоне ПАОК не без участия Салпингидиса зажег красный свет на пути Карпат, находившихся в шаге от групповой стадии Лиги Европы. Ну а гол форварда в ворота Андрея Пятова, оставивший сборную Украины за бортом ЧМ-2010, стоит перед глазами до сих пор...
Однако в летом 2013-го коса нашла на камень, и теперь даже Салпингидис со всем своим послужным списком не сможет помешать Металлисту пройти в раунд плей-офф Лиги чемпионов. В отличие от капитана ПАОКа, много двигавшегося, старавшегося, но так и не создавшего достаточной остроты у ворот харьковчан, их нынешний лидер Марко Девич сыграл не только полезно, но и эффективно. Приняв участие в нескольких опасных вылазках, своевременно помогая обороне, он стал авторов обоих голов в ворота голкипера Хакобо, фактически предопределив исход украинско-греческой дуэли.
Между тем, это уже не первый успешный визит в Элладу 33-го номера желто-синих – предыдущий он также запомнит надолго. Тогда, в марте 2012-го, подопечные Мирона Маркевича на последних минутах вырвали победу у Олимпиакоса – 2:1, которая и вывела их в четвертьфинал Лиги Европы. На 78-й минуте Марко не реализовал пенальти, исполнив его по-пижонски и приведя в ярость своих поклонников. Исправил свою ошибку Девич в самом конце, когда надежд на положительный результат уже практически не осталось. Отправив мяч в сетку, он поверг шок трибуны Караискакиса, – лишь один украинский сектор упивался эйфорией и безумствовал вместе с автором гола, в момент превратившегося из неудачника в героя поединка.
УДАЛЕНИЕ, ВЬЮГА, КВАРЦЯНЫЙ
Суровая небритость, обрамляющая лица двух бомбардиров, делает их слегка похожими друг на друга. И пусть Девич на полтора десятка сантиметров выше своего оппонента – в повадках и даже футбольной судьбе у этих форвардов много общего.
Голевое чутье, техника, высокая скорость, готовность пробить по воротам из любого положения – козыри, которые эти парни эксплуатируют давно и небезуспешно. Исполнить роль наконечника или сыграть в оттяжке, подпирая партнера по атаке, не составит проблем ни для одного, ни для другого. Все перечисленное делает обоих опытных бойцов абсолютно незаменимыми в своих командах.
С футболом Девич и Салпингидис знакомились на пустырях крупных городов, и свои первые поединки на взрослом профессиональном уровне они провели примерно в одно и то же время. Марко попал в белградскую Звездару, Димитрис оказался в ПАОКе из Салоник, за который болел с детства.
Амбициозный сербский юноша, как и большинство его коллег-соотечественников, был изначально настроен попытать счастья за рубежом. Видимо потому, успев сменить не один местный клуб, он в 22-летнем возрасте рискнул отправиться в далекий и неизведанный Луцк.
Как утверждает Виталий Кварцяный, собственно и открывший Марко для Украины, в своей профпригодности тот убедил тренера за каких-то пять минут. В январе 2005-го, когда Волынь проходила сбор в Турции, наставнику, искавшему правого полузащитника, порекомендовали взглянуть на молодого Девича, коллектив которого тренировался по соседству. В спарринге с российской Томью объект внимания появился на поле после перерыва и вскоре был удален за драку с защитником, раз за разом бившим по ногам своего визами. Надо брать!, – несмотря ни на что решил Кварцяный.
Еще спустя какое-то время самолет с Марко на борту приземлился в заснеженном Киеве, откуда будущую звезду Металлиста машиной отправили на запад страны. Пробираясь сквозь метель, ехали всю ночь. По дороге парень беспрестанно ругался, возможно, проклиная и своих новых работодателей, и себя-наивного, пустившегося в такую авантюру.
Однако адаптация в Волыни, где новобранец оказался шестым сербом, адаптация много времени не заняла, и ужас первых впечатлений от знакомства с Украиной теперь вызывал только улыбку. В Луцке Девич играл регулярно, и хотя за полтора сезона успел отметиться лишь двумя голами, внимание на себя обратил.
В Металлист форварда позвал Мирон Маркевич, у которого, к слову, Кварцяный в свое время работал помощником в луцком Торпедо. За серба харьковчане выложили 175 тысяч евро – на 25 тысяч больше, чем ранее заплатила за него сама Волынь.
5 МИЛЛИОНОВ ЗА ПРЕДАТЕЛЯ
В то самое время в менял клубную прописку и Салпингидис, однако его трансфер обошелся Панатинаикосу куда дороже. Еще бы! За четыре сезона в ПАОКе его шустрый забивала успел стать капитаном, выиграть национальный кубок, принять участие в домашней Олимипаде-2004 и дебютировать в национальной сборной.
Естественно, в желающих приобрести перспективного исполнителя недостатка не было. Панатинаикос, Арис и Олимпиакос завалили клубный офис ПАОКа заманчивыми предложениями, однако до поры до времени все они оставались без ответа. Вопрос с Олимпиакосом закрыл сам футболист, заявив в интервью, что в лагерь заклятого врага (при всем у нему уважении) не переметнется никогда. А вот Панатинаикосу в итоге повезло: ПАОК испытывал серьезнейшие финансовые проблемы, и чтобы хоть как-то залатать дыры в бюджете, руководство двуглавых орлов было вынуждено поставить на кон своего лидера.
За Димитриса его клуб выручил 1,8 миллиона евро и получил троих игроков в довесок. Вся сделка была оценена в 5 миллионов и стала третьим по величине трансфером в истории элитного греческого дивизиона. В Салониках же многие расценили поступок своего любимца как предательство, и когда тот приезжал на родной стадион с Панатинаикосом, устраивали ему подобающий прием.
Сам нападающий относился к такой реакции фанатов философски. Дескать, у каждого свой выбор и своя правда. Я сделал шаг наверх, воплотил в жизнь свои планы и при этом существенно пополнил казну ПАОКа, – так впоследствии говорил о своем переходе Димитрис.
Действительно, выступая в Афинах, Салпингидис завоевал национальное золото, становился лучшим бомбардиром Суперлиги и – дважды – лучшим ее игроком, забил в Лиге чемпионов и вписал своем имя в историю как автор первого гола сборной Греции на чемпионатах мира. Сие памятное событие случилось в ЮАР, во время матча с Нигерией: нападающий послал мяч в сетку не без помощи рикошета от спины будущего новобранца Динамо Лукмана Аруны. Кстати, премьерный гол эллинов на Евро-2012 также записал в свой актив Салпингидис, огорчивший в матче-открытии турнира поляков.
ЧТО ПОСОВЕТОВАЛ ОБРАДОВИЧ?
В списке авторов мячей на последнем континентальном первенстве могла значиться и фамилия Девича, если бы венгерская бригада арбитров не проворонила взятие ворот англичан. Впрочем, знаковым является сам факт участия Марко в соревновании такого масштаба. Дабы осуществить свою мечту, парню пришлось сломать не один внутренний барьер и решиться на . , ведь чтобы выйти обраться до этого уровня, Марко пришлось решиться на очень смелый шаг. Нападающий не только сменил гражданство, но и озвучил желание выступать под сине-желтым стягом, когда о целесообразности натурализации лучшего бомбардира чемпионата Украины наперебой стали писать местные газеты.
Успехи футболиста до поры до времени оставались незамеченными на его родине, и лишь когда маховик перевоплощения был запущен и заработал на максимальных оборотах, раздался звонок из Белграда. На Девича вышел лично Радомир Антич, возглавлявший тогда балканскую команду, просил приехать, обещал включить в состав на товарищескую игру. И Марко заколебался... Неизвестно, к чему бы привели его сомнения, если бы рядом не оказался приятель и соотечественник Милан Обрадович. Не дергайся. Тебя один раз выпустят на поле и больше не вызовут. А Украина для тебя будет закрыта, – таким или примерно таким было напутствие защитника Металлиста. Девич внял и уже в ноябре с легкой руки Алексея Михайличенко атаковал ворота норвежцев, действуя в паре с Артемом Милевским – рожденным в Минске, но также сделавшим выбор в пользу трезубца.
К Евро-2012 Марко подходил в статусе одного из основных футболистов сборной. Приносил он немалую пользу и клубу, вот только Маркевич все больше предпочитал доверять ему роль джокера. Тренера можно было понять: выходя со скамейки, Девич, в отличие от своих партнеров, не тратил драгоценные минуты на рекогносцировку – сходу включался в игру, моментально улавливал ее ритм, нередко забивал. Но самого исполнителя такое положение дел абсолютно не устраивало.
Зная о том, в борьбу за нападающего включились Динамо и Шахтер. Киевляне предлагали вдвое больше, нежели парень получал в Харькове, однако Девич отдал предпочтение горнякам, выплатившим Металлисту 5-милионную компенсацию. Полгода, проведенные на Донбассе, сложились для серба неоднозначно. Его неплохо принимала публика, он дебютировал в Лиге чемпионов, но в доску своим в команде Мирчи Луческу все равно не стал. Да и игрового времени в ней он имел еще меньше, нежели у Маркевича. Ситуация в целом была далека от катастрофичной, но когда в январе 2013-го встал вопрос о возвращении в Металлист, новоявленный украинец задумался.
В Шахтере от него не пытались избавиться, равно как и не уговаривали остаться. Особых претензий к его игре Луческу вроде не имел, но полноценного доверия со стороны тренера игрок тоже не ощущал. В итоге аргументы синицы в руке перевесили. Марко, как он сам говорит, вернулся домой, а Металлист на продаже-купле форварда еще и заработал. Все остались довольны.
ДВЕ ПАРЫ НОЖНИЦ
Возвращение в родные пенаты Салпингидиса произошло еще раньше – в 2010-м. И этот переход получился спокойным, обошелся без скандалов и взаимных упреков: у футболиста закончился контракт с афинским клубом, а особого рвения продлевать его не проявляла ни одна из заинтересованных сторон.
Зато ПАОК был абсолютно не прочь вернуть своего лидера и в итоге добился своего, подписав с Димитрисом 4-летнее соглашение. Решение трудным не было – таков футбол. – делился впечатлениями Салпингидис. – Я вернулся и чувствую себя отлично. В ПАОКе я когда-то начал свою карьеру, в этом городе я родился и вырос, здесь мой дом. О годах, проведенных в Панатинаикосе, вспоминаю с любовью и благодарностью. Там я приобрел бесценный международный опыт, который, уверен, пригодится моим нынешним партнерам.
Фаны ПАОКа, сначала относившиеся к возвращенцу с настороженностью и даже враждебностью, постепенно оттаяли, стоило тому только начать демонстрировать свои бомбардирские таланты. Выступая за родную команду, Димитрис забил свой 100-й гол в Суперлиге и вышел на первое место среди греческих игроков по количеству мячей, проведенных в еврокубках. Накануне сезона-2012/13 футболист сменил игровой 9-й номер на любимый 14-й и, возможно, тем самым добился еще большей симпатии Фортуны.
Как и Девич, в то самое время в Украине разрывавший обороны Динамо, Днепра и Шахтера, Салпингидис во второй половине чемпионата был просто неудержим. В четырех мартовских играх он отличился шесть раз, а в поединке против Керкиры умудрился дважды поразить ворота ударами через себя, сделав ощутимый вклад в завоевание клубом второго места и путевки в квалифайн Лиги чемпионов. Наградой для ветерана стала вернувшаяся к нему капитанская повязка и новый контракт, срок действия которого истекает в 2017-м.
Вероятно, в ПАОКе Салпингидис и завершит свою карьеру. Не исключено, повторно не оставит Металлист и Девич, чье нынешнее соглашение также рассчитано на четыре года. Впрочем, далеко вперед нападающие не заглядывают. На носу у них еще одна встреча, теперь уже в Харькове, где один будет пытаться развить успех, а другой – озвучить недосказанное в Салониках.