Украинское судейство с розыгрышами и шутками

Цикл непридуманных историй продолжает Марк Рафалов (на фото) – мэтр советского судейского цеха. Известен не только эталонным арбитражем, но и выдающимся чувством юмора. Сегодня – автор нескольких книг по истории советского футбола, эксперт, регулярно выступающий на страницах многих средств массовой информации.

Помнил ли похороны Ленина Тофик Бахрамов?
В 1960-х годах практически во всех странах членах ФИФА была введена возрастная квота для судей. Пятьдесят лет – и закругляйся. Наиболее предприимчивые арбитры, которым не хотелось расставаться с любимым делом, находили пути к омоложению. Все знали, что бакинский рефери Тофик Бахрамов родился в начале 1920-х годов. Однако вдруг в одном из печатных изданий появляется дата его рождения – 1926 год. И как-то на весенних сборах судей возникла полемика по этому вопросу. Бахрамов твердо стоит на своем – в 1926-м родился. И тут кто-то спрашивает:
– Слушай, Тофик, как ты мог родиться в двадцать шестом, если сам рассказывал, что слышал гудки, когда в двадцать четвертом Ленина хоронили?!

***

Другая история с бакинцем случилась уже в Москве. Как-то Бахрамов с тбилисцем Георгием Баканидзе прилетели в столицу на очередной матч, и вечером мы с ними втроем пошли в ресторан. Сидим, ужинаем, и вдруг солист ресторанного оркестра произносит:
– Дорогие друзья, у нас в зале присутствует знаменитый судья Тофик Бахрамов. Мы хотим исполнить в его честь песню.
Публика аплодирует, Бахрамов встает, кланяется. На лице довольнейшая улыбка. Потом садится и доверительно говорит нам:
– А все-таки приятно, когда тебя узнают и приветствуют.
На что ему Баканидзе отвечает:
– Чудак ты, Тофик. Если бы я им десятку не послал, черта с два они тебя узнали бы.

Украинское судейство: с розыгрышами и шутками
В послевоенные годы матчи чемпионата СССР судил арбитр Михаил Белянин, отличавшийся неистощимым юмором. Однажды накануне очередного тура в Харьков поступила от него телеграмма, сообщалась дата приезда, номер поезда и вагона. Утром на вокзале судью встречал администратор команды Борис Гуркин. Поезда в те годы таскали еще паровозы, поэтому на крупных станциях, где менялись поездные бригады, остановки длились порою больше часа.
Администратор сразу ведет судью на площадь перед вокзалом к автомобилю. Но когда проходят мимо вокзального буфета, Белянин его останавливает и говорит: Куда торопишься? Неплохо бы начать с чайной. Гуркин мгновенно ориентируется, на столе чайной появляются закуска, водка и все, чего только хотелось судье. Через некоторое время он снова пытается вытащить арбитра к авто, но тот встает, берет свой чемодан и жмет Гуркину руку:
– Спасибо, друг, но мне обратно в вагон надо. Я ведь не в Харькове, я в Ростове судить должен.

***

Осенью 1969 года в Украине в Днепропетровске судил уже я сам. Результат игры был очень важен для Днепра, но еще важнее был для них исход встречи, проходившей параллельно в соседнем Запорожье. В одном из эпизодов мяч оказался в центре поля у выступавшего раньше за киевское Динамо, а теперь перешедшего в Днепр именитого Андрея Бибы. И тут на стадионе раздался характерный щелчок дикторского микрофона: сейчас будет объявление. Трибуны замерли, остановился и Биба с мячом. Я как раз находился рядом с игроком. В этот момент днепропетровца атаковал молодой игрок команды соперников, пытаясь отобрать мяч. Биба посмотрел на него сердито:
– Да погоди, дай послушать.
Парень растерялся перед именитым противником. Биба же дослушал объявление про встречу в Запорожье и, сказав: Вот теперь можно и поиграть, – проскочил мимо стоявшего соперника к воротам.

Книга Тайны советского футбола. Авторы – А. Зинин, Д. Смирнов