Катар-2022. А может, ну его?

Уверенность члена исполкома ФИФА Тео Цванцигера в скором принятии решения о переносе чемпионата мира-2022 из Катара победила Sportbox.ru вспомнить всю историю скандала вокруг злополучного турнира.

Странности вокруг первого в истории мирового первенства на Ближнем Востоке начались задолго до 2 декабря 2010 года, когда в Цюрихе были объявлены страны-хозяйки турниров 2018 и 2022 годов.

За месяц до голосования своих постов в управляющем органе мирового футбола лишились двое членов исполкома ФИФА — представитель Нигерии Амос Адаму и делегат от Таити Рейнальд Теймари, обвиненные в продаже своих голосов. Тогда этому никто не придал особого значения. В итоге в выборах приняло участие всего 22 члена исполкома ФИФА вместо заявленных по регламенту 24-х.

Право проведения чемпионата мира Катар выиграл у США, Японии, Кореи и Австралии. И все бы ничего, но через некоторое время после оглашения результатов британское издание The Sunday Times опубликовало итоги масштабного расследования, обвинив представителей оргкомитета Катар-2022 в подкупе некоторых членов исполкома ФИФА.

Центральной действующей фигурой этой крупномасштабной аферы, по сведениям британских коллег, был тогдашний руководитель Азиатской конфедерации футбола катарец Мохаммед Бин Хаммам.

Еще за год до церемонии в Цюрихе Бин Хаммам начал активно продвигать кандидатуру Катара внутри организации. Основываясь на множестве документов, включая банковские операции и электронные письма, английские журналисты утверждают, что общий оборот коррупционной деятельности поданного Катара составил порядка 5 миллионов долларов.

Среди получателей взяток назывались глава Конфедерации африканского футбола и вице-президент ФИФА Исса Айяту и другие африканские чиновники. Бин Хаммам производил денежные переводы на счета президентов 30 футбольных ассоциаций Черного континента, которые в итоге определили голоса четырех членов исполкома ФИФА от Африки. На банкетах, которые организовывал Бин Хаммам, футбольным чиновникам из Африки вручались и наличные — на общую сумму около 400 тысяч долларов. 1,6 миллиона долларов были переведены на банковский счет бывшего члена исполкома ФИФА из Тринидада и Тобаго Джека Уорнера, еще 800 тысяч достались футбольной ассоциации Кот-д’Ивуара.

Обвинения англичан, разумеется, спровоцировали настоящий информационный взрыв, на который в ФИФА просто не могли не отреагировать. Осенью 2013 года к расследованию приступил комитет по этике международной федерации. Были опрошены десятки свидетелей, чьи показания заняли порядка 200 тысяч страниц

В начале сентября этого года глава комитета по этике Майкл Гарсия передал итоговый отчет о внутреннем расследовании, состоящий из 350 станиц, в арбитражную палату организации. Примерно через две недели глава арбитражной палаты комитета Ханс-Йоахим Эккерт огласил окончательные сроки вынесения решения по делу, причем под подозрение чиновников попала итоговая победа не только Катара, но и организатора ЧМ-2018 России. По словам Эккерта, решение будет вынесено не ранее весны 2015 года.

Злоключения катарской заявки коррупционным скандалом не ограничиваются — вот и заявление Цванцигера не имеет к нему никакого отношения. Немецкий чиновник говорил о переносе ЧМ-2022 в связи с экстремальными климатическими условиями Катара. В летние месяцы, когда и проводятся чемпионаты мира, температура воздуха там балансирует между 40 и 50 градусами жары.

Именно это и может стать основным препятствием к проведению турнира. Сколько бы ни рассказывали представители катарского оргкомитета о том, что в разработке находится революционная система кондиционирования стадионов и мест скопления болельщиков, аравийский зной отпугивает всех.

в июне этого года в ФИФА была организована специальная рабочая группа, задача которой — составить международный календарь на 2018–2024 годы. На данный момент рассматривается три варианта сроков проведения чемпионата мира-2022: в июне/июле, в октябре/ноябре, в январе/феврале. Осень и зима, однако, имеют мало шансов: ломать ради одного турнира (пусть на уровне сборных он и главный), весь уклад жизни мирового футбола — на это едва ли кто согласится.

Есть и четвертый вариант: не мучиться, а перенести турнир в другую страну. О нем и говорил Цванцигер. Желающие выручить найдутся наверняка.