Овцы будут сыты, а за козлов ответят?

Бойкая Лошадь – 2014-й – галопом уходит в вечность. Самое время посмотреть ей в след и подвести итоги.

И хотя я с иронией отношусь к традиции путать новогодние чаяния с очередной животиной, наш конь, в целом, не подкачал. Он несся наперекор врагам и предателям, коварству и жульничеству, тесному хомуту отжитого и затаившейся змее сомнений...

Радость, по сути, одна: Украина выстояла и ее футбол тоже. Последний, правда, устоял не благодаря клике ретроградов из ФФУ, а исключительно за счет своего всепобеждающего духа и мужского начала.

А пока не пришло время звона бокалов, хочу поднять тему, которую с поздравлениями не соединишь. То есть, вспомнить, что бы хотелось навсегда оставить и о чем сожалеть в 2014-м.

Вот почему бывает так...
В новом году скромно отмечу личную дату: тридцать лет назад вышел мой первый газетный материал о футболе. Оглядываясь в прошлое, могу согласиться с поэтическим образом про приснившуюся жизнь. Но явью точно являлось постоянное желание быть преданным великой игре и своим читателям. Отсюда и поиск своего угла зрения, ненависть к штампам и презрение к простоте, равной воровству.

Может потому футбол и ныне остается для меня полным открытий. А значит, не ослабло желание докопаться до его тайн, не следуя за очевидным. Совсем молодым любил спуститься к полю или стоять за воротами. Хотелось лучше ощутить дух борьбы, пережить игровую драму и дождаться триумфа.

Случались и комедии в стиле режиссера Данелия. Как-то удалось во время официального матча пообщаться со знаменитым вратарем обладателя Кубка кубков тбилисского Динамо. Отар Габелия, опершись на стойку, наговорил на диктофон все, что он думает про соперников и партнеров. Без отрыва от производства и не выбирая выражений... Куда там до него тезке и шоумену Кушанашвили!

Но строить из себя новатора не собираюсь. Слишком дорог мне футбол, ставший частью жизни и одаривший профессией.

А сегодня больно смотреть на выскочек, рулящих где-то над этим священнодействием. Они откровенно паразитируют на всеобщей любви к игре. Пока же мы только слышим про коррупцию. Хотя ее схемы давно известны и просты. Не случайно их удалось освоить людям с печально узким кругозором, зато с хорошими хватательными реакциями.

Когда эти господа открывают рот, то сразу возникает ощущение неловкости. Кто-то остроумный по этому поводу заметил: Вот почему бывает так, и часто так случается... Все объяснить готов дурак, а умный не решается.

Самым большим разочарованием уходящего года стало желание господина Конькова задержаться на председательском посту до следующей весны. С лаконичным объяснением своей позиции на конгрессе ФФУ. Извините, мол, но заявление об отставке подписывать и не собирался.

Я недолго вспоминал, кому этот краснобай обязан таким деловым стилем общения. В памяти всплыл крестный папа Виктор Федорович, еще полный решимости резко затормозить все живое и прогрессивное. Метод Янукович видел один и тоже не затейливый: покончить с козлами, мешавшими ему царствовать.

Все знают, как состоялся и чем разрешился допуск в наш огород бывшего гаранта, но с его футбольным ставленником ситуация вдруг затянулась.

Для кого творим и играем

Видимо, крепко верит Анатолий Коньков в чудеса новогодние. Вот и надеется, что все разом забудут о его неуклюжих попытках разводить футбольную общественность, как овец.

Но продолжить заготовку рогов и копыт в 2015-м вряд ли удастся. Руководству ФФУ все равно припомнят нестройную подготовку сборной к ЕВРО с хрестоматийным играем – не играем с американцами. Должную оценку получит и оторопь вместо решительного отстаивания интересов крымских клубов. Из этого же ряда – пассивное созерцание за угасанием Черноморца...

Меня, конечно, согрели слова Романа Григорчука про обязательное возвращение в героическую Одессу. Только пока талантливый и амбициозный наставник будет реализовывать себя в солнечном Азербайджане. Мы же, по милости футбольных соглядатаев, так и не увидим, что же почерпнул Григорчук у коста-риканской сборной на мундиале для внедрения на наших полях.

А все потому, что тренерский поиск и интересы болельщиков для футбольных чиновников просто фигня. Зрение и слух у них включается вовсе не от шелеста мяча, катящегося по траве.

Но кроме хирургического лечения возникает надобность и в профилактике. На протяжении сезона не раз резали ухо ремарки вполне уважаемых персонажей. Высокомерие явил даже Василий Сачко, о работе которого я не раз вспоминал комплиментарно. Наставник Ворсклы пришил полную некомпетентность журналистам в его благородной тренерской деятельности.

Отличился и великолепный Евгений Коноплянка. Он сообщил, что обращает внимание лишь на те оценки, которые выставляет человек, сам игравший в футбол...

Что-то я не слышал про футбольные подвиги всю жизнь писавших об игре миллионов Филатова, Галинского, Горбунова... Да и своим становлением обязан материалам Валерия Мирского в киевской молодежной газете, которую все фамильярно называли Коза.

Извините, но тренерам и даже футбольным звездам надо четко уяснить: профессии у нас с ними разные, но для процветания футбола важны. А заносчивость и верхоглядство никого не красят.

Подозревал журналистов в предвзятости и Виталий Кварцяный. Учитывая общую температуру этого живого ядерного реактора, понимаю и сочувствую. Самому очень хочется, чтобы арбитраж в стиле Кутакова в следующем году не наблюдался.

Мы же не маленькие дети и давно знаем, что означает у жрецов судейского ордена поставить команду на свисток. Осталось разъяснить национальные тонкости куратору Пьерлуиджи Коллине.

Собрав воедино крупные недостатки и отдельные шероховатости, признаю: несмотря на прифронтовую обстановку, украинский футбол жив и будет жить. Вот только для его случайных поводырей финальный свисток должен уже давно прозвучать.