Чомусь мало хто задається головним питанням у контексті резонансного конфлікту між тренером збірної України та її ключовим гравцем.
После оглашения заявки сборной Украины на предстоящие матчи квалификации чемпионата мира невозможно отрицать наличие конфликта между Александром Петраковым и Русланом Малиновским, до этого обменявшимися достаточно колкими заявлениями в отношении друг друга.
Вполне ожидаемо, резонансное решение Петракова вызвало бурные дискуссии среди болельщиков и экспертов, но при этом в них, насколько я вижу, почти не затрагивается первопричина сложившейся ситуации. А именно — утверждение Петракова о том, что Малиновский не подходит под его схему игры.
Напомню, что во всех трех матчах во главе сине-желтых Петраков использовал модель 3-4-2-1 также ее можно описать как 3-4-3 или 5-2-2-1, и свое невидение Малиновского почти не объяснял, заявив лишь буквально следующее: Мне в этой схеме нужны игроки, которые имеют фланговую скорость.
Но действительно ли Малиновский не подходит под схему 3-4-2-1, которую внедряет Петраков в сборной Украины? Давайте разберемся...
Изначально понятно, что в этой системе Малиновский в первую очередь может претендовать на одну из двух позиций инсайдов — фланговых атакующих игроков, действующих чуть уже, чем обычные вингеры та самая двойка ниже единственного центрального нападающего.
Напомню, что в матче отбора ЧМ-2022 против Казахстана на этих позициях в стартовом составе выходили Андрей Ярмоленко справа и Виталий Буяльский слева. Против Франции Буяльского заменил Виктор Цыганков, а в товарняке против Чехии — Зубков.
В контексте дальнейших рассуждений сразу же хочу отметить важный нюанс: из перечисленных четырех игроков — трое Ярмоленко, Цыганков и Зубков являются левшами, как и Малиновский. Теперь перейдем непосредственно к вопросу о том, подходит ли Малиновский на роль инсайда в схеме 3-4-2-1.
Отчасти ответ на него нам дает Джан Пьеро Гасперини — тренер Малиновского в Аталанте и, в принципе, не самый плохой специалист на уровне итальянской Серии А и Лиги чемпионов.
Так вот, схемы с тремя центральными полузащитниками — и в частности несколько модификаций модели 3-4-3 — это фишка Гасперини, и как ни странно ему Малиновский отлично под них подходит.
Для примера посмотрите на графику ниже: слева вы видите схему, по которой играла Украина Петракова против Франции, а справа — Аталанта Гасперини против Вильяреала на этой неделе в первом туре Лиги чемпионов. Вверху — номинальная расстановка игроков, снизу — их усредненные позиции по итогам матча.
Легко заметить, что в Аталанте Малиновский действовал именно на позиции инсайда, практически там же, где играл Ярмоленко против французов по факту чуть выше, но на самом деле это не столь существенно.
Почему же Гасперини поставил украинца в схему, под которую тот якобы не подходит? Неужели он просто не видит того, что видит Петраков? Или может не понимает, чем фланговая скорость отличается от обычной а обычной скорости Малиновского вполне хватает для игры в роли инсайда в Аталанте?
Конечно, нужно учитывать и контекст: с точки зрения характера игры Украина против Франции это не совсем то же, что Аталанта против Вильяреала. Но, во-первых, не всегда мы играем против Франции иногда и против Казахстана или Финляндии, а во-вторых, Аталанта тоже не совсем с позиции силы работала в гостях у Вильяреала.
Возвращаясь к команде Петракова, кто-то скажет, что выбирать между Ярмоленко и Малиновским — не идеальный вариант. Но если даже допустить, что в сборной Украины времен Петракова Малиновскому придется конкурировать с Ярмоленко — то чем это плохо? Возможно, это только сделает обоих сильнее. И уже тем более явно не сузит тактические и кадровые опции для сборной.
С другой стороны — необязательно рассматривать Малиновского лишь на позицию правого инсайда и конкурента для Ярмоленко, а также Цыганкова, которого Петраков тоже наверняка видит как вариант на эту роль.
Гасперини не даст соврать: Малиновский вполне может сыграть и на другом полуфланге — там, где против Франции действовал Цыганков, а против Казахстана — Буяльский.
Смотрите ниже: слева номинальная расстановка и усредненные позиции игроков сборной Украины против Казахстана, справа — то же самое по Аталанте в недавнем матче серии А против Торино.
Видите принципиальную разницу между 18-ми номерами — Буяльским которого, к слову, в Нур-Султане заменил именно Малиновский в структуре сборной Украины и, собственно, Малиновским в структуре Аталанты? Я вот больших различий не замечаю.
Конечно, сводить все лишь к позиции на поле не совсем правильно. Нужно учитывать и специфические требования каждого тренера. Но, честно говоря, сложно представить, каким требованиям Петракова не отвечает Малиновский, если у Гасперини он на той же позиции вполне эффективен.
Кто-то возразит: но все-таки у Гасперини Малиновский чаще всего играет на правом фланге точнее, полуфланге, либо же на позиции десятки. Согласен. Тем не менее, играть левее — не проблема для Руслана. И Гасперини совершенно не боится смещать его с любимой позиции ради того, чтобы одновременно выпустить Иличича да, бывает и такое, что тренеры ищут место на поле всем своим сильнейшим игрокам, даже если это не ложится идеально в их схему. В подтверждение — смотрите амплуа Малиновского в матчах серии А сезона 2020/2021 против Ромы и Кротоне.
Обратите внимание — в обоих поединках он действовал более центрально, чем другой инсайд, а также ближе к единственному форварду.
Теперь еще раз взгляните на расположение игроков сборной Украины против Казахстана и Франции. Не правда ли очень похоже на то, как к Яремчуку тянулись Ярмоленко с Казахстаном и Цыганков с Францией. Очевидно, это часть установки Петракова: чтобы один из инсайдов действовал шире, а другой уже. И как по мне — это еще одно свидетельство того, что Малиновский вполне способен реализовать себя в схеме Петракова.
Я уже не говорю о том, что в Аталанте Малиновский очень вырос тактически — кроме инсайда он способен играть на многих других позициях: десятки, оттянутого форварда, классической восьмерки, оттянутого плеймейкера.
Неужели столь гибкий с тактической точки зрения футболист — и обладающий широким набором отличных игровых качеств — не способен подстроиться под нынешнюю схему сборной Украины?
В конце концов, почему мы говорим о Малиновском исключительно как об инсайде? Неужели с точки зрения Петракова он не может конкурировать с теми же Зинченко и Шапаренко на позиции более атакующего в паре центральных полузащитников?
Почему? Не хочет обороняться? Не поверю, что Гасперини терпел бы на поле любого хавбека, играющего на чистых мячах. Да и вообще, мы же говорим о Зинченко и Шапаренко!
Если Гвардиола и Луческу сумели найти к ним подход, чтобы переориентировать и сделать из витающих в облаках плеймейкеров универсальных бойцов и пахарей, то что мешает при необходимости провернуть то же с Малиновским?
Представим, что Зинченко или Шапаренко в какой-то момент не смогут играть травма, дисквалификация. На кого Петраков будет менять того или другого, если во время игры возникнет такая необходимость? Или кого будет выпускать на усиление атаки вместо опорника, как это было с Казахстаном и Чехией?
Почему этим игроком не может быть Малиновский? А если вообще Зинченко и Шапаренко вылетят одновременно? Чем, условно говоря, пара центральных хавбеков Малиновский — Степаненко/Сидорчук хуже, чем любой другой из возможных вариантов без Руслана?
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что я совершенно не оспариваю право Петракова ставить в состав и вызывать тех игроков, которых считает нужным. Он — тренер, и это его исключительная ответственность.
Однако его утверждение, что Малиновский не подходит под схему не выглядит бесспорным. По крайней мере, в клубе Малиновский вполне справляется с подобными функциями.
И если Петраков действительно руководствуется тактическими соображениями, а не факторами личного характера, то с его стороны было бы вполне уместным более подробно и доходчиво объяснить свое решение отказаться от услуг одного из самых талантливых украинских игроков и одного из лидеров топ-клуба Серии А...