«Металлист» отсудил у своего болельщика 300 тысяч гривен

Ленинский районный суд Харькова вынес беспрецедентное решение: взыскать в пользу футбольного клуба Металлист 300 000 гривен с его же болельщика! Столь суровое наказание фанат получил за вылазку на поле. На вынесение приговора нарушитель спортивной дисциплины даже не явился, да и взыскать с него треть миллиона будет проблематично даже после решения суда.

Конфликт произошел еще 21 февраля 2013 года: сразу после свистка рефери в матче харьковского клуба с английским Ньюкаслом на поле, прорвав оборону стюардов, с Северной трибуны выбежал болельщик. Когда стюарды попытались в жесткой форме выдворить мужчину за кромку поля, за него вступились другие фаны. На помощь подоспели десятки болельщиков, после чего между ними и охранниками порядка произошла небольшая потасовка. Возможно, если бы игра была в рамках чемпионата Украины, все удалось бы замять, но это была 1/16 финала Лиги Европы. Правонарушителя в тот же день за административное нарушение задержали, в Коминтерновском райотделе составили протокол, позднее было постановление суда по статье Мелкое хулиганство и штраф в 100 гривен. Но, как говорят, велика беда начало.

За поведение болельщика отвечать пришлось клубу: в мае, как и положено по регламенту, Металлист заплатил Контролирующему и дисциплинарному органу УЕФА 60 000 евро штрафа, в том числе 30 000 за вылазку того самого
болельщика.

Вердикт суда первой инстанции клуб взял за основу для своего иска к болельщику, который ни на одно заседание Ленинского суда так и не явился. Взыскать в пользу футбольного клуба Металлист в качестве компенсации причиненного морального вреда 308 400 грн, взыскать оплаченный судебный сбор в сумме 3084 гривни, — сказано в октябрьском решении суда. Как нам удалось выяснить, апелляции болельщик не подавал, решение уже вступило в силу. А бегун, оказывается, и вправду очень спортивный человек. Фанаты не хотят выдавать имени своего представителя, но говорят, что это был учитель физкультуры, который перед матчем принял на грудь, и считают, он поделом получил за то, что
выбежал на поле.

Я считаю, что футбольный клуб предъявил вполне адекватные требования к дебоширу, ведь существуют правила поведения во время матчей. Но обычному учителю физкультуры придется продать обе почки и легкие, чтобы выплатить штраф в 30 тысяч евро, — говорит представитель фанклуба Ультрас Игорь. — Думаю, эта ситуация будет показательной, и фаны впредь 20 раз подумают, прежде чем выбегать на поле. О причинах забега болельщика его коллеги не говорят: возможно, он был горько раздосадован тем, что его команда покинула Лигу Европы и хотел высказать претензии.

В клубе суровое наказание для болельщика пока не комментируют, хотя это уже не первый опыт взыскания серьезных сумм: в январе 2013 года за пробежку на поле во время матча Металлист – Сошо (81-я минута, август 2011 года) суд постановил взыскать с Александра Стрельцова 163 200 гривен. Тогда материальные претензии были меньше, потому что игра была в плей-офф раунда ЛЕ. Стрельцов апелляцию подавал, но безуспешно.

Харьковские юристы говорят, что взыскать такую сумму с болельщика будет практически нереально. Единственный шанс — наличие недвижимого имущества или счета в банке. Вначале исполнительная служба, получив исполнительный лист из суда, проверит все счета отчаянного болельщика. Также в службе должны проверить, есть ли у него какое-либо движимое или недвижимое имущество, которое можно реализовать и взыскать долг. Конечно, он может отдать деньги и добровольно, но, как показывает практика, такое бывает редко. Если у него нет имущества, но есть официальная зарплата, он будет выплачивать из нее 20% ежемесячно (при средней зарплате в 1500 грн забирать смогут только 300 грн, итого — 1000 зарплат, 83 года. Если он нигде официально не трудоустроен и у него нет ни машины, ни квартиры, то долг вернуть практически нереально. Исполнительная служба просто вернет исполнительный лист с надписью, что с должника взыскать долг в настоящее время невозможно. Уголовной ответственности за невыплату долга не предусмотрено, — рассказал нам юрист Юрий Вишневецкий.